Перед станцией «Славянский бульвар» поезд останавливался несколько раз.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Три дня подряд жители запада Москвы рисковали опоздать утром на работу из-за проблем на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. В минувшие выходные на участке Киевская–Строгино запущена в эксплуатацию система автоматического контроля движения (АЛС-АРС), призванная, в частности, уменьшить интервалы между поездами. Неясно, как там с интервалами, но то, что на линии появились проблемы, очевидно, хотя в пресс-службе Московского метрополитена корреспондента «НГ» заверили, что установленная система работает нормально.
«Нормальная работа» выглядит примерно так. Поезд отъезжает от станции и через пару сотен метров останавливается. Стоянка может длиться от 5 секунд до 10–15 минут, как это было утром во вторник. В таком режиме поездка от «Молодежной» до «Арбатской» заняла около 40 минут. На перегоне «Славянский бульвар» – «Парк Победы» конвульсии состава вызвали у пассажиров живейший интерес и волну беззлобных шуток в адрес машинистов, которых в кабине было аж три человека. Остановившись на спуске (тоннель на этом перегоне идет под сильный уклон), состав пробовал тронуться раз пять, и все время срабатывали тормоза. Конечно, можно предположить, что машинисты ставили какой-то эксперимент с тормозами на спуске (с пассажирами в час пик), но дергание поезда больше напоминало нежелание автоматики отправить поезд дальше по пути следования. Еще можно предположить, что это была учебная езда (опять же с пассажирами в час пик) и ученик не справился с новой системой контроля движения. Или, например, в понедельник поезд первыми двумя вагонами въехал на «Киевскую» и остановился. Пассажиры спросонья по инерции чуть не вынесли двери, пытаясь выйти.
При этом никакого объяснения по громкой связи в поезде или на станциях этим явлениям не последовало. Странные объяснения мы получили и в пресс-службе метрополитена. Они как-то не вяжутся с тем, что пассажиры наблюдают фактически уже несколько дней. Во вторник в вечерний час пик душный поезд с трудом добрался от «Парка Победы» до «Славянского бульвара». «Я не могу сказать, что происходило, но система, которую мы установили в прошлые выходные, работает в штатном режиме. Никаких проблем с ней нет. Она гораздо более современная и позволяет по линии пускать поезда с уменьшенными интервалами, – объяснил представитель пресс-службы Московского метрополитена Павел Сухарников. – В тоннеле метро установлены светофоры, которые предупреждают в том числе, что впереди другой поезд едет. И когда горит красный сигнал, машинист ехать не может. В тоннеле их несколько. И если перед ним едет поезд, который тоже может останавливаться, у впереди идущего поезда пассажир может держать двери и не заходить. Из-за таких мелочей скапливаются поезда, останавливаются в тоннеле». Любопытным это заявление показалось прежде всего потому, что светофоров при новой системе как раз и нет.
В среду движение вроде бы наладилось. Однако проблема сбоя движения, видимо, будет возникать время от времени в часы пик. Одной из причин, по мнению некоторых специалистов, может быть все та же сигнализация. От «Строгино» до «Киевской» стоит автоматика, а далее составы идут, ориентируясь по светофорам. На специальных форумах люди называют это дикостью, как, впрочем, и само решение завести Арбатско-Покровскую линию в Митино. Кстати, наличие на линии АЛС-АРС позволяет управлять составом одному человеку, как это происходит на других линиях. Но раз две трети ветки оставили на старой системе управления, то поездами, видимо, по-прежнему будут управлять два человека.
В начале недели первый заместитель мэра столицы Юрий Росляк заявил, что на строительство метрополитена в Москве в 2010 году будет выделено 23 млрд. руб. Он отметил, что в условиях, когда власти города сокращают ряд программ из-за кризиса, они одновременно пытаются сохранить такое важное направление, как дороги и строительство метро. В частности, планируется, что станция «Новокосино» будет открыта в 2011 году или в начале 2012 года.
Что же касается заявленного ранее развития Арбатско-Покровской линии, то тут существуют опасения. В частности, если будет принято решение проложить от «Парка Победы» ветку в Солнцево, то пересадочные узлы, особенно на «Киевской» и «Арбатской», будут принимать на себя поток сразу с запада, юго-запада и северо-запада, не говоря уж о том, что войти в поезд на «Парке Победы» пассажирам, прибывшим из Солнцева, будет просто невозможно. Идея хордовых линий, недавно очередной раз озвученная мэром Москвы Юрием Лужковым, пока остается идеей. А вместо этого на Арбатско-Покровской линии запланировали станцию «Пятницкая», которая частично возьмет на себя поток пассажиров аж из Зеленограда. Несложно представить, что будет твориться на линии при пиковых нагрузках, даже если оставить оборот части поездов по «Молодежной» или «Строгино».