Довольно долго знакомые, работа которых не связана с информацией, смеялись над моими рассказами о кризисе. Из раза в раз повторяя фразу: «Кризис – он в головах». И, слушая ее, казалось, что я даже знаю в чьих. Потом, после волны сокращений, из голов кризис как-то быстро стал перемещаться в кошельки, и привычки когда-то самоуверенных менеджеров стали меняться. Не сразу, но в общей массе стало заметно.
Не так давно руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев отчитывался об убытках, которые несет подземка из-за уменьшения пассажиропотока. А как же она не будет нести? Количество пассажиров стало пусть и не резко, но снижаться. Любопытно, что стали меняться сами пассажиры. Например, с осени прошлого года довольно резко возросло количество людей, обутых в дорогую обувь, которая для уличных прогулок, а уж тем более для поездок в метро не годится. Часто встречались люди, которые одеты явно не по погоде, словно они вышли на улицу лишь для того, чтобы дойти до теплого автомобиля.
Следующим признаком изменения ситуации в кошельках стали переезды. Несмотря на уверения риелторов в различных СМИ, что недвижимость не дешевеет, платить за дорогую явно перестали. Сейчас на различных интернет-сообществах множатся объявления о поиске соседей в свою квартиру. То хозяева ищут жильцов, то сами квартиросъемщики соседей, чтобы меньше платить. Например, одна из таких квартиросъемщиц – москвичка – занимала со своим сыном двухкомнатное жилье в районе станции метро «Проспект Вернадского». Обычная квартира советского типа, со старой мебелью и пожелтевшими обоями. Она рассказала, что теперь денег стало очень мало и приходится как-то выкручиваться, искать соседку. Люди читают ее повторяющееся изо дня в день объявление, приходят посмотреть. Но желающих пока нет жить с человеком, который всем своим видом демонстрирует, что сосед ему не нужен и будет сильно мешать, просто деньги очень нужны, а мириться с чужой жизнью как-то не очень собирается. В целом же люди, которые пытаются к себе подселить, способствуют тому, что другие ранее сдаваемые квартиры освобождаются. И вот на них как раз цены и падают. Риелторы берут за свои услуги 50, 30 и даже 20% комиссионных. Есть и более заманчивые предложения, когда посредники говорят, что их услуги теперь оплачивает владелец квартиры, а не съемщик. Среди предлагаемых вариантов находятся помещения, которые ремонтировали явно для себя, а не для сдачи. Появились и замечания самих работников рынка недвижимости, где они прогнозируют, что может дойти до того, что сдавать квартиры будут за коммунальные услуги. Миф – не миф, а цены явно упали. Уже сейчас хорошая квартира недалеко от метро может стоить 18–20 тыс., в недалеком прошлом аналогичная обошлась бы в 25–30 тыс. А за 30, если поискать, можно найти даже трехкомнатную.
Сильно изменилась форма рекламных объявлений. Содержание, впрочем, только слегка корректируется. Теперь копирайтеры предлагают не «быть достойным совершенства», а «инвестировать в себя», причем форма инвестиций предлагается как в виде дорогого крема, так и в виде курсов иностранного языка.
И само собой развлечения – они также кризисно деформировались. Цены на билеты в кино не сильно изменились, но теперь самый большой спрос не на вечерние – дорогие сеансы, а на утренние, где билеты были и остаются дешевле. Зал при этом набирается полный. Но есть одно явное отличие. Посетители кинозала намного меньше покупают попкорна, чипсов и газировки. Уборщицу почти оставляют без работы. Меньше ожидают начала своего кино в близрасположенных кафе, а предпочитают диванчики возле касс.
Что касается поездок на отдых – самые популярные теперь турагентства, которые способны подыскать наиболее дешевый тур. Есть даже такие, которые находят скидочные билеты на самолет и места в хостелах.