Схема размещения видеокамер, контролирующих соблюдение правил дорожного движения, по версии автолюбителей.
Карта сделана на основе сайта «Радаринфо.ру»
Видеонаблюдение в столице ведется не только в метрополитене, подъездах домов и улицах, но и на дороге. По словам сотрудников ГИБДД, камер пока немного, но их число будет увеличиваться. Эффективность же свою они уже доказали – с начала 2009 года было зафиксировано 2133 нарушения. Автолюбители уже нашли способы избегать «ока Большого Брата» с помощью технических новинок.
С 1 июля 2008 года в Москве и Подмосковье камеры наблюдения начали вести автоматическую фото- и видеосъемку нарушений на дорогах. На сегодняшний день в Москве подобных камер не так много. Электронных гаишников пока что стоит остерегаться только на Садовом кольце, Сущевском Валу, а также на Рижской эстакаде. «Сейчас идет монтаж и подключение оборудования на Ленинградском проспекте, на участке Звенигородского проспекта, на Алтуфьевском шоссе, а также весь МКАД в скором времени будет на видеофотофиксации, – рассказал, отвечая на вопрос «НГ», на прошедшей в минувшую пятницу пресс-конференции начальник Управления ГИБДД ГУВД Москвы Сергей Казанцев. – Пока работы проводятся не в том объеме, в котором хотелось бы, но, представьте, сколько средств уходит на это удовольствие – оборудование одной такой камеры может обойтись в полмиллиона рублей и выше!»
Столичная Госавтоинспекция довольна результатами работы систем видеослежения. Только с 1 января 2009 года благодаря подобным камерам было зарегистрировано 2133 нарушения. Все недобросовестные водители были найдены и их дела направлены в суд. «Мы используем дорогостоящее, но зато очень эффективное оборудование: это не просто одна маленькая камера, а целый системный блок, – с гордостью поделился Сергей Казанцев. – То есть сначала номер машины считывается видеокамерой, потом отсылается на сервер, затем в течение доли секунды делается распечатка, в которой указаны все координаты водителя, в том числе судимость, наличие других нарушений, все это поступает из наших баз данных».
На начальном этапе данного проекта рассматривалась возможность установки наряду с видеокамерами, фиксирующими нарушения ПДД, в целях профилактики их муляжей. Это обосновывалось тем, что водители не в состоянии будут отличить дорогостоящую аппаратуру от подделки и соответственно не будут нарушать правила движения и превышать скорость. Более того, во многих странах Евросоюза в некоторых местах установлены муляжи видеокамер – они также снижают уровень аварийности. Однако в столичном ГИБДД отрицают использование на столичных дорогах фиктивных камер. «Фанерных полицейских у нас нет, фанерных автомашин на постах автоинспекции мы тоже не мастерим, и муляжи камер я не устанавливал, – возмутился Сергей Казанцев. – Мы не скрываем, где находятся камеры, пусть водители знают, где что находится, и контролируют себя».
В свою очередь, водители не слишком боятся нововведений. О местах, где возможно присутствуют камеры наблюдения, они знают. В интернете существует как минимум с десяток сайтов, где столичные автовладельцы отмечают появление новых камер. На сайте www.radarinfo.ru видеокамеры расположены на интерактивной карте, помещаются они туда самими автолюбителями. «Узнавать, где установлены камеры ГИБДД в других районах столицы и региона, нам приходится опытным путем, испытав, так сказать, удовольствие от «общения» с ними на собственной шкуре, – пишут создатели сайта. – Совместными усилиями мы узнаем точное расположение камер ДПС и составим максимально достоверную карту». Однако стоит помнить, что на столбах вдоль дорог размещаются не только видеокамеры, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения, но и камеры, следящие, в частности, за пробками и т.д.
Кроме использования подробных карт москвичи научились бороться с камерами с помощью технического прогресса. Продаются специальные средства, которые не позволяют камерам разглядеть номера. Особой популярностью пользуются два из них. Специальный спрей, слой которого отражает фотовспышку, и номер на фотографии получается смазанным. И «Spy защита», которая устанавливается под номером. Мощный инфракрасный излучатель делает номер невидимым даже для суперсовременных камер, и рассмотреть их невооруженным глазом нельзя.
По мнению автомобильных правозащитников, видеокамеры пока практически бесполезны для самих же гибэдэдэшников. «В данный момент не существует единой базы данных камер видеонаблюдения, то есть вы можете нарушить правила где-нибудь в Курске, а потом спокойно ездить в Москве», – рассказал «НГ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.