Автопокрышки – одна из опасных состовляющих свалки.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Проблема с утилизацией отходов уже давно стала одной из важных в Москве. И если бытовой мусор хоть как-то перерабатывается, то шины автомобилей утилизируются с трудом. Основной проблемой, по словам экологов, является несознательность граждан, предпочитающих выбрасывать шины, вместо того чтобы сдавать их в утиль.
По данным Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), только за 2007 год выбыло из эксплуатации около 133 тыс. автотранспортных средств, соответственно покрышек – минимум в четыре раза больше. Выброшенные и непереработанные шины представляют серьезную опасность для столичной природы. По шкале экологической угрозы из шести пунктов они занимают четвертую строчку. «Отправлять на мусорные полигоны их не рекомендуется, да и не принимают они их из-за того, что они плохо «перевариваются» в земле, – говорит заместитель директора Московского государственного унитарного предприятия «Промотходы» Лариса Коноплянникова. – Кроме того, на них за все время их жизнедеятельности оседают тяжелые металлы, нефтепродукты, которые тоже очень тяжело перерабатывается в земле». Отметила она также, что переработка отработанных автопокрышек – дело неблагодарное. «Проблема со сбором шин, так как у нас в отличие от всех развитых стран отсутствует система сбора, – говорит Лариса Коноплянникова. – Приходится чуть ли не обзванивать каждую фирму и упрашивать, чтобы они сдавали покрышки». Не лучше дело обстоит и с обычными автолюбителями. «Не несут к нам покрышки. Хотя во всем мире существует так называемая залоговая цена. Частные лица, эксплуатирующие покрышки, уже при покупке оплачивают стоимость их утилизации, – продолжает рассказывать она. – У нас, к сожалению, такого законодательного акта не существует и соответственно у людей нет ответственности». Частные автосервисы тоже не торопятся сдавать покрышки в утиль. «Договор с такими предприятиями стоит немалых денег. Официальные дилеры автопрома соблюдают все условия договора, частные предприниматели – не всегда. Помимо договора платить приходится за каждое колесо в отдельности. Вывоз одного колеса стоит около 500 рублей, что ощутимо бьет по бюджету мелких фирм», – рассказал один из сотрудников частного автосервиса Москвы. Обычные автовладельцы тоже не нагружают себя вывозом шин на специальные предприятия. «Не так-то уж и часто я меняю покрышки, но и платить каждый раз за то, чтобы их утилизировали, я не хочу, – говорит москвич Андрей Кораблин. – Кроме того, практически отсутствует информация, куда нужно сдавать негодные покрышки, даже если бы у меня были лишние деньги, я бы не смог этого сделать». По словам представителей экологической милиции, сложная ситуация, сложившаяся вокруг утилизации шин, происходит из-за возможности игнорировать существующие законы. «Наказание за незаконный выброс колес предприниматель получит только в том случае, если его застанут на месте преступления. И засчитают это как засорение города, что подразумевает штраф, – пояснила представитель экологической милиции столицы. – Если же за руку поймать не удастся, мусор соберут, увезут, но ответственности за помойку никто не понесет».