Возможно, в 2015 году руководство метрополитена вернется к вопросу введения зональной оплаты проезда. Об этом сообщил глава столичной подземки Дмитрий Гаев. По его мнению, введение подобного новшества невозможно при нынешней схеме линий метрополитена. Однако, по мнению экспертов, сделать это крайне трудно и, главное, дорого и не будет выгодно ни метрополитену, ни москвичам. Вызывает непонимание зонной оплаты проезда в подземке и у сотрудников Московских железных дорог, которые давно работают по этой системе.
Несколько лет назад вопрос о введении зональной оплаты проезда (когда стоимость напрямую зависит от расстояния пути) поднимался столичным метрополитеном. Тогда проект так и остался проектом. Хотя в 2001 году начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев был уверен, что в 2003-м такая система сможет быть задействована. Тогда при расчете стоимости проезда должны были учитываться средняя дальность поездки, вынужденные пересадки на центральных станциях метрополитена и ряд других факторов. По мнению Гаева, после введения новой системы оплаты 87% пассажиров «будут платить за проезд столько же или даже меньше». Однако недавно, отвечая на вопросы москвичей, глава столичного метрополитена так ответил на вопрос о возможности реализации позонной оплаты проезда. «Введение зональной оплаты проезда в Московском метрополитене в настоящее время нецелесообразно. При существующей схеме линий многие пересадочные пассажиры совершают вынужденные поездки, – заявил он. – С учетом плана Москвы по развитию дополнительных систем скоростного внеуличного транспорта и с вводом в эксплуатацию третьего пересадочного контура будут созданы предпосылки возврата к этому вопросу».
Отметим, что на пригородных направлениях МЖД действует позонная оплата проезда. Зоной считается расстояние в 10 км, исходя из этого формируется цена билета. С 1 января тариф за зону составит 14 руб. По мнению самих железнодорожников, данная система попросту неудобна для столичного метрополитена. «У нас нет альтернативы, берем за проделанный путь, – говорит высокопоставленный работник МЖД. – Но у нас другие расстояния в отличие от метрополитена. Как они смогли бы осуществлять контроль за перемещением пассажиров – непонятно. Ведь турникеты на каждой станции не поставишь». Поддерживает его и заведующий кафедрой «Управление и информатика в технических системах» Московского государственного университета путей сообщения Леонид Баранов. По его мнению, с контролем за оплатой проезда у метрополитена могут возникнуть серьезные проблемы. «Если в электричках пытаются бороться с людьми, проезжающими свою станцию, с помощью контролеров, то теперь представьте контролера в метро в час пик, – говорит эксперт. – Кроме того, руководителям метрополитена не стоит забывать, что придется переоборудовать станции, а это
влетит в копеечку. Переход на зональную систему может привести к огромным человеческим пробкам в метро».