Москвичам можно сказать спасибо за их терпеливость. Дело в том, что пока использовалась техническая соль (до 2000 года) – 350 тыс. тонн в год высыпалось на московские улицы, – она действительно сильно сказывалась на жизни граждан, на инженерных коммуникациях и на объектах окружающей среды столицы.
В настоящее время функционирует система сбора снега с дорог с последующей утилизацией его на стационарных и мобильных снегоплавильных пунктах. Общий объем – до 280–300 тыс. кубометров снега в сутки. Стоки попадают исключительно в хозфекальную канализацию и проходят полную очистку. Запрещен сброс снега в реки Москвы. Сейчас оптимизированы нормы расхода химических противогололедных реагентов (ПГР).
На предстоящий зимний сезон, по расчетам, для столицы будет необходимо 260 тыс. тонн жидких и 85 тыс. тонн твердых ПГР. Их использование регламентировано, отработаны технологии в зависимости от сложившихся метеорологических условий и прогноза погоды. Возросла роль упреждающей обработки поверхности дорог жидкими ПГР для недопустимости образования наледи и наката с последующей обязательной механической уборкой снега. Твердые продукты применяются в условиях сильных снегопадов при пониженных температурах воздуха. Качество реагентов соответствует имеющимся требованиям, осуществляется его контроль.
Стоит также отметить, что экологическая ситуация в городе улучшилась, хотя последствия прежней системы снегоуборки и содержания объектов дорожного хозяйства наблюдались вплоть до 2005 года. Сейчас почвы города вернулись к природному состоянию, очистились грунтовые воды, хорошо чувствует себя растительность, возросла приживаемость новых зеленых насаждений. Могу сразу успокоить тех людей, которые говорят, что реагенты образуют грязь и пленку на дороге, портят обувь и влияют на коррозию металла в машинах, – в реагенты включены антикоррозийные компоненты. Отработаны составы, оказывающие минимальное воздействие на мех и кожу. Не используются химические реагенты во дворах, на тротуарах и остановках общественного транспорта.
Теперь хочется объяснить горожанам, что большую часть грязи «привозят» в Москву сами автомобили на колесах и корпусах, автолюбители – паркуясь на газонах, строители – не помыв грузовой транспорт, и так далее. Существенный вклад вносят и выхлопы (количество вредных веществ, попадающих от автотранспорта в атмосферу, оценивается на уровне 1 млн. тонн в год). Будем ездить на качественных машинах и заправляться соответствующим топливом – изменим ситуацию к лучшему. Также не стоит забывать и про якобы абсолютно «безвредный гравий», которым у нас принято посыпать все что можно, от дорожек и площадок на остановках до объектов дорожного хозяйства. В итоге он попадает в ливневую канализацию, забивая ее. Оказавшись между шинами и асфальтом, гравий растирается, разрушает покрытие и, входя в контакт с остатками масел, выливающихся из машин, и другими остаточными элементами их деятельности, становится той самой черной грязью, оседающей на машину. Вот и повышенный износ асфальта при положительных температурах или отсутствии снега, и дополнительная грязь. Реагенты плавят лед и снег, образуя слой жидкости (раствора). Под колесами машин все органические и неорганические химические твердые и газообразные продукты, одним словом – вся грязь оседает, образует эмульсию, которая затем попадает на стекла и корпус автомобиля.
Многие столичные жители спрашивают, почему дороги в Германии, Польше, Чехии чистые, а у нас грязные. На это есть ответ – реагенты отечественных производителей аттестованы и используются в Европе, причем дороги убираются и реагенты вносятся там на аналогичной технике, как и у нас в Москве. Вопрос в другом: как это делается? Насколько компании-подрядчики, да и просто люди, занимающиеся непосредственно уборкой улиц, квалифицированно это делают. Может быть, столичным работодателям в сфере ЖКХ давно пора задуматься над тем, кого они нанимают на работу? Ведь если нарушить процесс распределения реагентов, работать без знания особенностей техники, одним словом – без должной квалификации, весь процесс пойдет насмарку. Я не спорю, может быть, дворники-гастарбайтеры и хорошо справляются с метлой и лопатой, под шумок сбрасывая весь снег с тротуаров на дороги и магистрали столицы, но для работы на современной технике лучше нанимать квалифицированный персонал и не экономить на этом деньги даже в тяжелых финансово-экономических условиях.
Нет доказательств безвредности
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин
У меня складывается впечатление, что «качественнее» реагентов уже быть попросту не может. Заявлениям чиновников правительства Москвы уже просто невозможно верить. Мы видим, как бьются машины на скользящем реагенте, знаем, как у собак разъедает лапы и как страдают кузов и резина наших автомобилей. Если бы людям предъявили какие-либо исследования или доказательства безвредности реагентов, но ведь никто же подобных данных не дает. Кроме того, нужно установить строгий контроль за использованием реагентов фирмами-непрофессионалами, попросту не допускать их к тендерам. Естественно, если дворники-таджики разбрасывают реагент с нарушением, толку от такой борьбы со снегом и гололедицей не будет. Так что я считаю, что жесткий контроль за их работой просто необходим.
Антигололедные предрассудки
Начальник центра общественных связей Государственного унитарного предприятия «Доринвест» Сергей Чекина
В основном негативное отношение к использованию реагентов связано с предрассудками москвичей. Никакие экспертизы объективных аргументов, которые бы говорили, что именно реагенты являются главным источником всех московских бед – грязи на машинах, испорченной обуви, коррозии на автомобиле – привести не могут. Относиться к подобному мнению нормальным людям стоит с долей скептицизма. Насчет неквалифицированной рабочей силы могу сказать, что такие фирмы существуют. Они экономят на профессионализме своих сотрудников и на их зарплатах, пытаются выигрывать тендеры на обслуживание участков дороги. Однако правительство Москвы борется с такими конторами, отсеивая их как раз на основе дешевизны продаваемых услуг.