Большую часть городских промзон занимают устаревшие производства, не отвечающие современным санитарным и архитектурным требованиям.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вывод промышленных предприятий из Москвы в область был задуман давно и первоначально казался самым правильным способом расчистить места для строительства жилья и улучшения экологии города. Но, взвесив все за и против этого масштабного проекта, столичные чиновники пришли к выводу, что подобные мероприятия неэффективны – город потеряет и налоговые поступления от предприятий, и рабочие места. По словам специалистов Департамента науки и промышленной политики Москвы, в данный момент столичные власти, наоборот, стараются удержать предприятия в границах МКАД.
Столичные власти более 15 лет ведут разговоры о необходимости вывода промышленных предприятий за черту города и передачи высвободившихся участков под жилищное строительство. Промзоны как гигантские оспины на лице города. Для всех очевидно, что промышленные предприятия, большинство которых построено еще в середине прошлого века, не только уродуют городской ландшафт, но и заметно осложняют экологическую обстановку. По данным правительства Москвы, около 24% промышленных предприятий города убыточны, а средний износ основных фондов составляет более 47%. Кроме того, многие предприятия уже не соответствуют современным санитарным и экологическим нормативам, а также требованиям архитектурной выразительности, которые за последние годы существенно выросли.
Не будем торопиться
Первоначально идея вывода промзон была воспринята столичными чиновниками положительно. К началу 2000-х было реорганизовано около 5 тыс. гектаров наиболее привлекательных в инвестиционном плане территорий в центре и на западе столицы. Как рассказала «НГ» начальник управления реализации инвестиционных проектов и организации территориального размещения промышленности и науки столичного Департамента науки и промышленной политики города Галина Балушкина, сейчас в Москве около 160 промышленных зон в границах производственных территорий и 84 вне этих границ. «Все они занимают около 20,5 тысячи гектаров, – говорит она. – В прошлом производственные территории занимали около 25 тысяч гектаров».
Казалось бы, в условиях дефицита свободной земли и стремительно растущих цен на недвижимость процесс вывода промзон должен ускориться. Однако это оказалось не выгодно ни городу, ни строительным компаниям, ни, как ни странно, самим жителям. Власти заявляют, что им не хочется сокращать рабочие места (в сфере промышленного производства, по разным оценкам, заняты от 500 до 600 тыс. человек) и терять налоговые поступления от выводимых заводов и фабрик. Сотрудники этих предприятий тоже без энтузиазма восприняли перспективу ездить на работу в Подмосковье. Кроме того, выдвигаемые городом требования отпугивают потенциальных инвесторов: в ряде случаев, чтобы получить участок под застройку, необходимо организовать и оплатить вывод предприятия. Наконец, возникли проблемы с земельными участками под выводимые организации. Чтобы сохранить рабочие места для москвичей, производственные площадки должны были передислоцироваться не дальше 10–20 км от МКАД. А эти территории в большинстве своем уже застроены.
Земля на сохранении
В результате от идеи массового вывода предприятий решили отказаться. Как рассказали «НГ» в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, вывод промышленных зон не предусматривается. «Наоборот, промышленные зоны предназначены для сохранения земельных участков предприятий науки и промышленности, – говорит сотрудник пресс-службы Москомархитектуры Марина Ганьшина. – Кроме самих предприятий в состав промышленной зоны включены также участки, на которых расположены объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие функционирование имущественных комплексов, и иные объекты, которые по своему местоположению не могут быть отнесены к другим зонам».
Впрочем, по словам Галины Балушкиной, инициатива реорганизации территорий может исходить от самих предприятий. «Сами мы никаких предложений по выводу производств за территорию города не даем, – пояснила представитель столичного правительства. – Мы работаем с предложениями тех предприятий, которые хотят на своей территории либо развить что-то, либо вынести вредные или вспомогательные производства. Москва сейчас стремится к тому, чтобы на территории города развивались инновационные, наукоемкие, высокоэффективные производства».
Также она отметила, что предприятия, которые желают на выделенном им земельном участке осуществить реконструкцию или новое строительство производственных фондов и мощностей, могут это делать без дополнительной платы за землю под стройку. Заплатить придется только за дополнительные энергоресурсы.
Арендный кнут и бюджетный пряник
И все же некоторым предприятиям придется расстаться со своей землей либо перейти на более высокие арендные ставки. «Если предприятие нерентабельно, его руководство должно придумать проект, чтобы промышленная земля работала в промышленных целях, – объяснил корреспонденту «НГ» высокопоставленный сотрудник Департамента науки и промышленной политики. – Если этого не будет сделано, они будут дополнительно платить в составе арендной платы за утерю производственных мощностей или изменение целевого использования земельного участка».
За тем, чтобы предприятия не начали устраивать на своих территориях склады и офисные комплексы, в скором времени будет следить специальная комиссия. «Публика в промзонах довольно разношерстная, и раньше у нас не было возможности проверить, тем ли занимается землепользователь, о чем заявляет, – говорит Галина Балушкина. – Но весной вышло постановление, что на конкурсной основе будет назначаться управляющая компания, которая станет следить за целевым использованием земель».
Исследования, проведенные Контрольно-счетной палатой Москвы в 2007 году, показали, что расходы бюджета на поддержку городской промышленности не оказали существенного влияния на развитие отрасли. На промышленных предприятиях, получивших средства из бюджета, отмечалось сокращение выпуска продукции и ухудшение показателей эффективности производства. Казалось бы, вывод напрашивается однозначный, и тем не менее неудачники получили еще один шанс. Комиссия Мосгордумы по экономической политике поддержала проект столичного бюджета на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов, в котором намечены расходы в сумме 2,5 млрд. руб. на реализацию программы промышленной деятельности в городе Москве. Как сообщила на заседании комиссии заместитель начальника управления Департамента финансов Наталья Туманова, большая часть этих средств пойдет на предоставление субсидий организациям промышленности. Ежегодная финансовая поддержка предприятий промышленности в последующие два года, по прогнозам, превысит 3 млрд. руб. Для сравнения, на мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности города, включая поставку необходимой продукции, будет потрачено 4 млрд. руб.
За рубежом
Англия, Лондон. Район Docklands, построенный на месте портовых доков. В 1980 году на депрессивную территорию обратило внимание правительство Маргарет Тэтчер. Заброшенные кварталы включили в программу развития транспортной инфраструктуры города, а компаниям, желающим построить на этой территории офисы, были обещаны налоговые преференции. Для обустройства района создали государственную корпорацию, которая получила возможность отчуждать государственные земли. Ее деятельность полностью финансировалась за счет правительства и доходов от распродажи участков. За 17 лет было перепрофилировано более 430 га земли, построено 144 км новых дорог, 2,3 млн. кв. м коммерческих и промышленных площадей, более 24 тыс. новых домов, 2700 предприятий торговли и социальной сферы.
Австралия, Мельбурн. Целевая программа развития мельбурнского района Docklands была разработана в 1990 году. Проект, предполагающий строительство жилья, офисов, развлекательных и торговых центров, реализуется на территории бывшего грузового порта площадью 200 га. Застройка осуществляется в несколько этапов, но уже сегодня Docklands является районом с открытым общественным пространством и высокотехнологичной инфраструктурой. Здесь много площадей, скверов, площадок для отдыха и спортивных игр.
Нидерланды, Роттердам. Наиболее интересный пример – реконструкция и застройка старой портовой гавани с причалами. Проект крупного района Кop Van Zuid охватывает 125 га многофункциональной урбанизированной зоны, умело организованной для полноценной жизни, работы и отдыха. Удачно воплощенный проект отличается комплексной модернизацией с сохранением исторически ценной среды. Район отличают живописные рекреационные зоны с причалами для яхт.