Городские власти придумали схему для развития мелких магазинов в центре города.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Развитие малого и среднего бизнеса тормозит нехватка нежилого фонда – половина предпринимателей нуждаются либо в расширении площадей для своего дела, либо в новых помещениях. Продавать помещения Москва не хочет. А льготную аренду не удается получить по федеральному законодательству – согласно закону, власти должны устраивать конкурсные торги на помещения. И тогда стоимость аренды становится рыночной. Мэрия предлагает предпринимателям строить помещения «в доле».
Малый и средний бизнес, ставку на которые делает экономика большинства развитых стран, в России развивается ни шатко ни валко. Москва в этом смысле не отличается особенными успехами. И хотя у прачечных, парикмахерских и продуктовых магазинов обязательно найдутся клиенты, предприниматели далеко не всегда спешат открывать новую организацию. С точки зрения столичных чиновников, первый барьер на пути развития малого и среднего бизнеса – отсутствие достаточного количества нежилых площадей по выгодной цене.
Город попытался решить эту проблему и создал целевую программу. В ее рамках с 2004 по 2006 год в Москве появилось около 1,4 млн. кв. м нежилых помещений. Как обещают, в 2007–2008 годы появится еще 0,9 млн. кв. м. Однако даже при вложенных усилиях средняя обеспеченность субъектов «малых и средних» предпринимателей помещениями в столице составляет только 50%.
При этом продавать площади предпринимателям чиновники не намерены. Помещения, предназначенные для малого и среднего бизнеса, останутся в муниципальной собственности и будут сдаваться в аренду. В первую очередь представители власти объясняют такое решение тем, что это самый простой способ избежать передела помещений в дальнейшем и атак рейдеров. К тому же, если продать все помещения, предприниматели могут постараться сменить профиль предприятия на более выгодный. И столица опять окажется без магазинов пошаговой доступности и бытового обслуживания.
Казалось бы, остается выход в предоставлении льготной аренды. И существует механизм, который позволяет ставку аренды, рассчитанную независимым оценщиком, льготировать на 50–70%. Но федеральное законодательство разрешает предоставлять муниципальные площади субъектам малого и среднего бизнеса только на условиях конкурса. А в результате конкурса арендная ставка поднимается до рыночной. Вне аукциона площади можно предоставить лишь по указу президента и по решению суда.
Выход нашли в проведении конкурсов закрытой формы подачи заявки по ставке. Идея такова – каждый хозяйствующий субъект рассчитывает предельную плату, которую он готов платить за помещение и подает ее в запечатанном конверте. Комиссия собирает конверты, вскрывает их при соискателях и отдает помещение тому, чья заявка окажется больше. При этом департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы не только готовит лотовую документацию, но и само назначает функциональную принадлежность помещения, наиболее актуальную для данного района. Кроме того, участки, включенные в адресный перечень, можно использовать в целях, отличных от заявленных только по решению правительства Москвы.
Как объяснил «НГ» профессор кафедры экономики и финансов фирмы Высшей школы экономики Дмитрий Репин, любая даже относительная закрытость процедур может приводить к злоупотреблениям: «Кроме того, если не будет жестких критериев, что должны делать арендодатели в этих помещениях, которые они получили с льготной ставкой аренды, то найдутся умельцы, которые будут подтасовывать. Если вводить закрытые конкурсы, то необходимо будет определить три-пять категорий магазинов и предприятий служб быта с четко регламентированным ассортиментом или набором услуг. И в любом случае, уход от рынка может привести к результатам, которые будут хуже, чем чиновники ожидают».
Эксперт отметил еще один интересный аспект. В первую очередь для развития малого и среднего бизнеса надо вовсе не помещения подыскивать, а упростить отчетность. «Накладные расходы, временные усилия на администрирование бизнеса столь высоки, что это отпугивает массу людей, готовых открывать предприятия, – говорит Дмитрий Репин. – Те же студенты готовы были бы открыть маленькие бизнесы, но вещи, связанные с регистрацией, налоговые отчетности, разрешения, сертификаты и прочее – это просто непомерное бремя. Что делает бессмысленным открытие маленьких бизнесов. Такое упрощение может привести к тому, что бизнесы и при рыночной аренде будут жить».
Кроме того, городские власти предложили новый способ решения проблемы – собственникам предлагается стать соинвесторами при строительстве многофункциональных деловых центров. В дальнейшем участник долевого строительства в пропорции к вложенной доле денег получает в собственность часть помещения. Однако руководитель департамента поддержки и развития правительства Москвы Михаил Вышегородцев уточнил, что 100% введенных в эксплуатацию площадей будут находиться в долевой собственности города. И эта доля не может быть менее 10%. Разработка предпроектной и проектной документации по помещениям будет вестись за счет бюджета Москвы. В дальнейшем город вполне может использовать свою долю в зданиях для развития молодежных инновационных программ. Таких строек запланировали около 70.
Мэр Москвы Юрий Лужков дал поручение руководителю городского комплекса имущественно-земельных отношений Владимиру Силкину: «Нужно пересмотреть политику по предоставлению помещений для малого бизнеса и увеличить масштабы предоставления нежилых помещений в аренду, увеличив их площади в разы». На реализацию программы из бюджета города планируется направить около 1,6 млрд. руб. А основная часть финансирования будет вестись за счет внебюджетных источников – около 70 млрд. руб.