В понедельник в Москве впервые проходит международная акция "День без машин". Столичные транспортники и экологи призывают москвичей в этот день не садиться за руль своих автомобилей и передвигаться по городу на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Однако эксперты уверяют, что подобными акциями повлиять на транспортные и экологические проблемы в Москве вряд ли можно. Кроме того, специалисты говорят о том, что даже пример столичных чиновников не заставил бы москвичей пересесть на общественный транспорт, хоть этот пример и не был подан.
Авторы идеи международной акции "День без машин" пытаются привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха. Автомобильные выхлопы составляют 80% вредных выбросов в атмосферу городов. В Москве автотранспорт производит в год около миллиона тонн токсичных газов Впервые акцию начали проводить с 1974 года в Швейцарии. Сегодня, по заверениям организаторов, в ней принимают участие около 100 млн. человек из 1,5 тыс. городов мира. В последние годы к акции присоединились также Канада, США, Китай и Корея.
Как рассказали "НГ" в ГУП "Мосгортранс", проведение этой акции - только пробный шаг. "Чтобы поездки на общественном транспорте были удобными и комфортными, столичные транспортники пообещали дополнительно выпустить на трассу 200 автобусов, 100 троллейбусов и 50 трамваев, - говорит сотрудница пресс-службы "Мосгортранса". - Кроме того, мы информировали наших пассажиров, то есть, давали объявления в автобусах, троллейбусах и метрополитене". Столь скудную рекламу акции объяснили тем, что заинтересованность в пиаре проявил только "Мосгортранс". "Метрополитен в этой акции официально не участвовал, хоть и давал объявления, - рассказал сотрудник пресс-службы Департамент транспорта и связи города Москвы Андрей Щетинин. - Решение об участии было принято в последний момент, и, скорее всего, сильный пиар сделать просто не успели, а может быть, и посчитали, что для первого раза и этого будет достаточно". Щетинин также отметил, что большинство машин, которые ездят в Москве в середине дня, - это машины из других регионов, и даже если бы информация прошла по столичным телеканалам, вряд ли водители были бы в курсе.
Однако акция все-таки провалилась. Согласно карте "Яндекс-пробки", утро воскресенья ознаменовалось огромными заторами на дорогах. По десятибалльной шкале они достигали девяти баллов. Впрочем не особо улучшилась ситуация и в середине дня, скорее была традиционной - движение было сильно затруднено. По мнению водителей, лучше простоять в пробке в своей машине, чем в автобусе и трамвае. "Да какая разница, где время терять - в комфорте в машине или в толкучке в общественном транспорте, - говорит автолюбительница Елена Гранатова. - В пробке стоять все одно бы пришлось, а в метрополитене и так постоянная давка. Еще не хватало туда автолюбителей запихать".
По мнению специалистов, решить проблемы экологии и пробок подобным мероприятием нельзя. Как рассказал "НГ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, сам он сегодня без машины - не потому, что знал об акции, а из-за сложившихся обстоятельств. "Люди не откажутся от использования личного транспорта только из-за высоких призывов, - считает он. - Если бы был пример наших чиновников, которых в Москве огромное множество, может быть, что-то и получилось. Однако наши депутаты не согласны даже на день поступиться, хоть небольшими льготами и удобствами. К сожалению, они пока подают только отрицательные примеры". С ним полностью согласен и депутат Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов. "Я сегодня тоже на автомобиле, так как ехал из загорода. А вообще стараюсь ездить на метро по центру, так удобней, - говорит он. Изменений сегодня на дорогах я не заметил, пробки были ужасные". Также он отметил, что наши чиновники действительно не готовы поддерживать такие акции "Это как для русских бояр в старину было бесчестьем пешком добраться даже до соседнего дома. Обязательно должны были быть "привилегии и коляски", - говорит депутат. - То же самое происходит и у нас. Боярский ген сидит во многих до сих пор".