Самое большое освоенное подземное пространство в столице – Охотный Ряд.
Фото Александра Шалгина (НГ-Фото)
В ближайшие три года 15% московской недвижимости будет строиться под землей. Власти города решили, что углубиться – самый простой способ бороться с нехваткой места и автомобильными заторами. Мировой опыт показывает, что такие проекты вполне жизнеспособны.
Уже в ближайшие три года Москва начнет расти вглубь. На текущей неделе на заседании правительства обсуждался проект городской программы подготовки к комплексному освоению подземного пространства на период 2009–2011 годов и основных направлений развития подземной урбанистики на последующие годы. Власти города определили 37 зон, в которых будет производиться застройка. В каждом административном округе будут организованы рабочие группы, которые и определят, что и в каком порядке будет построено в утвержденных зонах.
Реализацию программы планируют провести в три этапа. В ближайшие полтора года будут проводиться экономические расчеты, оформляться нормативно-правовое обеспечение (придется изменить Закон «О недрах»), будут совершенствоваться система конкурсов, создаваться новые правила для инвесторов и разрабатываться кадастровая оценка «подземных» участков. Проблем предвидится немало – если на одном и том же участке земли наземное здание принадлежит одному собственнику, а подземное – другому, то непонятно, с кого из них брать налоги. Дважды взять деньги с одного надела нельзя. Вполне возможно, что владельцы «подземных чертогов» будут платить лишь налог на имущество. По всей видимости, придется вносить изменения и в Генплан.
В 2010–2011 годах начнется застройка подземного пространства. Приоритет будет отдаваться строительству транспортно-пересадочных узлов и развязок, энергетических объектов, а также многофункциональных центров. Первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Константин Королевский сообщил, что к 2011 году в столице могут появиться подземные автобусные дороги с остановками и пешеходными дорожками. По мнению чиновника, это поможет решить транспортные проблемы и положительно повлияет на экологию. После реконструкции Рижского вокзала будут убраны под землю и пути пригородного сообщения – этот проект уже прошел общественные слушания. Возможно, будут строиться под землей спортивные комплексы, многоэтажные гаражи и паркинги. Ректор МГСУ Валерий Теличенко, один из разработчиков программы, сказал, что от того, что под землей появится больше пространства, «люди станут спокойнее и проще, и тем самым снизится уровень агрессивности».
Ряд пешеходных переходов будут реконструировать и в рамках этой реконструкции расширять для того, чтобы разместить там торговые точки и объекты сферы услуг. За ближайшие три года изменить таким образом собираются 95 пешеходных переходов, 44 из которых расположены в Центральном административном округе. Однако этот пункт вызвал возражения у студенческого правительства дублеров (студентов, заменяющих чиновников правительства Москвы - «НГ»). Город обеспечен пешеходными переходами всего на 30–40%, и программа по строительству новых переходов выполняется лишь на треть. Если сосредоточиться на реконструкции имеющихся переходов, новых может не появиться вовсе. В целом в ближайшие три года на реализацию программы будет потрачено 545 млн. бюджетных рублей – все они пойдут на нормативно-правовую и законотворческую деятельность. Предполагается, что непосредственно застройкой займутся частные инвесторы.
Сложности: тайные подвалы и чистая вода
Нужно учитывать, что строить под землей гораздо сложнее и опаснее, чем на поверхности. Среди ограничивающих факторов строительства – подтопление почв, карстовые процессы и охранные зоны памятников культуры. Сейчас, для того чтобы подземное градостроение не привело к катастрофам, разработаны карты инженерно-геологического районирования. В Москве 750 геологических скважин, и на основе данных из этих скважин на картах отмечена сложность участков – какие из них подтоплены, какие склонны к оползням и прочим неприятностям. Есть и лимит глубины, на которую можно строить. Под Москвой есть два водоносных слоя. Вода первого непригодна даже для технических целей. А вот второй, расположенный ниже, изобилует чистыми артезианскими водами. И хотя он может давать не так много воды, это собственный ресурс города, который ни в коем случае нельзя терять. Значит, глубина строек не должна достигать водоносного слоя. В пойме реки Москвы глубина залегания слоя составляет 30–40 м от поверхности земли. На юге столицы – более 100 м.
Так же в отделе подземных сооружений Мосгеотреста собраны полные карты со всеми городскими подземными коммуникациями. Учитывая, что под мегаполисом расположено как минимум 9 тыс. км водопроводных труб и 6 тыс. км теплосетей, карты просто испещрены обозначениями. Работу осложняет то, что у отдела нет информации о наличии и особенностях размещения подвалов под зданиями. Поэтому в ближайшее время будет собираться информация, и затем карты будут заменены на трехмерное моделирование, которое поможет сделать строительство более безопасным.
Иные подземелья
Зарубежный опыт на заседании принципиально не обсуждался – еще два месяца назад его полностью оговорили на конференции. Вообще, подземная жизнь зародилась еще в катакомбах Древнего Рима – подземных гробницах, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины. Катакомбы состояли из коридоров и камер для погребения и были построены в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия, в Александрии, на Мальте, а также в других областях Средиземноморья – в Передней и Малой Азии, на Балканах. Парижские катакомбы образовались на месте известняковых шахт и служили убежищем для жителей, бывших не в ладах с законом. На территории бывшего СССР самые большие катакомбы существуют в Одессе.
Сейчас самое крупное обжитое «подземелье» находится в Монреале – система подземных комплексов, соединенных тоннелями общей протяженностью 32 км, строилась на протяжении нескольких десятков лет и к 2003 году достигла размера 3,6 млн. кв. м. В основном там расположены офисы, магазины и развлекательные заведения. Подобные застройки есть в Торонто, Токио, Париже и Лас-Вегасе. Обживают пространство под поверхностью земли и в Стокгольме.
В Москве подземное пространство до начала прошлого десятилетия практически не осваивалось. Самая крупная на сегодняшний день застройка – торговый комплекс «Охотный Ряд» подземная часть здания Манежа. За последние пять лет доля подземных сооружений в строительстве возросла до 8%. Предполагается, что через некоторое время этот показатель возрастет до 15%, а объемы строительства достигнут 150 тыс. кв. м в год. Под землей может быть размещено до 80% складов, 70% машиномест, 30% предприятий сферы быта и услуг.
Однако, как заметил один из представителей студенческого правительства дублеров, в планах московских градоначальников пока нет «логики пути». Для того чтобы жители пользовались подземными стоянками и магазинами, они должны быть сателлитами транспортных и пассажиропотоков. Иначе строительство не оправдает себя.