Городские власти закрывают незаконные велосипедные трассы. Борются со стритрейсерами. Между тем перспективы заниматься любимыми видами спорта в своем городе для многих экстремалов весьма и весьма туманные. Спортивные центры обещают строить, но обещания зачастую так ими и остаются.
Экстремальными видами спорта называют те, которые связаны с повышенным риском для жизни. Как правило, они очень дороги (недешево обходится масса технических приспособлений, нужных для обеспечения безопасности). Сами спортсмены говорят, что стараются перешагнуть за физический и эмоциональный предел возможностей человека. К экстремальным видам спорта относятся такие экзотические дисциплины, как сноубординг, кайтинг, рафтинг, дайвинг, скейтбординг, бейс, вейкбоардинг, аквабайк, маунтинбайк, ВМХ, скайферфинг.
Однако любителей такого спорта власти воспринимают с прохладцей. По информации портала News.ru, в прошлом месяце разгорелся конфликт велосипедистов-экстремалов и дирекции природного заповедника «Воробьевы горы». Велосипедисты организовали на природоохранной территории трассу с 39 трамплинами.
Департамент природоохраны посчитал, что тем самым спортсмены уничтожили 2 га травяного покрова. Результаты проверки передали в экологическую милицию, которая должна решить, будет ли она возбуждать уголовное дело. Руководство заповедника считает, что велосипедисты уничтожили вовсе не 2, а около 10 га травы. Ущерб оценили в 65 тыс. руб. Трассу решили снести, а покров восстановить.
Вредить лесу, конечно, никуда не годится. Однако альтернативы нет – организованных трасс в городе нет. В прошлом году велосипедистов-экстремалов выгнали из Кузьминок и скорее всего скоро выгонят из Лосиного острова. На обычных велосипедах можно покататься в Нескучном саду и парке Горького. Этой осенью обещают открыть велодорожку возле Лужников.
Не намного лучше обстоят дела с другими видами спорта. Широко известны препирательства городских властей со стритрейсерами.
Недостаток мест для катания чувствуют и любители зимних экстремальных видов спорта. Еще в 2002 году планировали построить круглогодичный спортивно-оздоровительный комплекс «Воробьевы горы» общей площадью 55 га. На нем хотели запустить круглогодичную трассу горнолыжного спуска, работающую при температуре до 35 градусов тепла. Однако комплекс так и не появился. Сейчас говорят, что всесезонный центр для зимних видов спорта в столице появится лишь к 2012 году в районе станции метро «Нагорная». Там на площади в 450 тыс. кв. м разместят горнолыжные трассы с трамплинами и горки для фристайла. Единственным утешением может служить недавно возведенный в ближайшем Подмосковье крытый горнолыжный комплекс в районе Павшинской поймы.
Для летних видов спорта обещают построить комплекс в Переделкине с бассейном глубиной 35 м для занятия дайвингом. Для новичков-дайверов будет стандартный бассейн глубиной 10 м, на дне которого разместят гроты и макеты затонувших кораблей. Также в центре сконструируют спелеологическую шахту и аэродинамическую трубу диаметром 25 м для подготовки спортсменов-парашютистов.
По сути, у любителей экстремального спорта не всегда есть законные способы заниматься любимым делом. А иногда это противоречит самой идее спорта. Ирина Кокина, одна из организаторов фестиваля «Урбания», говорит, что большинство таких видов спорта родилось прямо в городе. И их суть в преодолении именно городского пространства. «Вот сейчас в Медведкове появился новый скейтпарк с организованными площадками. Но их мало. Ребята находят себе место для занятий поблизости от дома. Юношеский максимализм был во все века. Если это выражается в тяге к экстремальным видам спорта, городские власти должны быть заинтересованы в их поддержке. Потому тот же юношеский максимализм может выражаться и в тягу к алкоголю и наркотикам. И городам и всему государству стоит об этом задуматься».
Федор Тихомиров, один из владельцев компании «FK-Ramps», производящей скейтпарки для помещений, уличного использования и соревнований, говорит, что экстремальные виды спорта становятся все более популярными: «Не далее чем год назад скейтбординг и ВМХ прописали в российском классификаторе спорта. Я прогнозирую, что рынок будет развиваться – произойдет увеличение вложений, уровня профессионализма и количества участников. На экстремальный спорт власти обратили внимание всерьез именно из-за того, что им стали увлекаться все больше людей. И это хорошо. Но в сложившейся конкурсной системе заказов есть изъян. Фирм, изготавливающих профессиональное оборудование, еще мало. И часто конкурсы из-за дешевизны, личных связей, а иногда и случайности выигрывают халтурщики. Они ставят площадку, но пользоваться после этого ею нельзя – она остается невостребованной».