Пас от префекта САО Юрия Хардикова.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Встретиться для интервью с префектом Северного округа Москвы Юрием Хардиковым практически невозможно. Его день расписан с утра и до вечера и даже в обеденный перерыв к нему продолжают идти люди. Единственная возможность задать вопросы – это провести с префектом его рабочий день, что и сделал корреспондент «НГ» в ходе интервью о реконструкции Большой Ленинградки, борьбе с «отписками» чиновников на вопросы жителей, проблеме бездомных собак и об изменениях, которые в ближайшее время коснутся жителей отдаленных районов округа.
«Префект сказал – чиновник сделал»
Утро префекта САО начинается в восемь часов на футбольном поле спорткомплекса ЦСКА, где он и его подчиненные от заместителей префекта до глав управ районов играют в футбол. С поля слышатся крики и дружеская перебранка. Несмотря на то что в большинстве своем игрокам уже за 40, играют с явным удовольствием. «Вы их раньше не видели, – говорит один из чиновников-болельщиков. – Когда Хардиков пригласил коллег подтянуть свою физическую форму, очень многие противились нововведению. Заниматься с утра спортом – такого в графике у большинства до этого не значилось. Зато сейчас резвятся как мальчишки».
После футбола префект отправляется в район Ходынки и по дороге отвечает на часть вопросов корреспондента «НГ».
– Юрий Анатольевич, в САО были введены сайт и «карта проблем» жителей округа. Каким образом рассматриваются поступившие обращения граждан?
– Для нас обращения жителей – это как лакмусовая бумажка. Где болит, что беспокоит – значит, там – центр нашего пристального внимания. Самое важное отвечать оперативно и эффективно. Ведь, согласитесь, проблему проще решить еще на стадии ее развития. Если же этого не сделать, она начинает набирать обороты и превращается в катастрофу. Знаете, когда я работал сначала в ОБХСС, а затем в РАО «ЕЭС» мы попросту жили в чрезвычайных ситуациях. Например, в оперативной группе по борьбе с пожарами, у нас был так называемый «тревожный портфель», в котором лежали все необходимые вещи, чтобы выехать своевременно на ликвидацию чрезвычайной ситуации в любое время суток – днем или ночью.
По-моему, исполнительная власть, которую мы представляем, просто обязана иметь своеобразный «тревожный» портфель, чтобы качественно и в срок реагировать на разумные сигналы жителей. С появлением интернет-портала САО количество обращений и в префектуру, и в управы существенно увеличилось. В среднем в месяц на сайт района (в САО их 16. – «НГ») приходит до 100 интернет-писем горожан. На портале префектуры за весь 2007 год руководству округа было задано полторы тысячи вопросов. В 2008 году динамика такова, что на тот же раздел – «Вопрос префекту» – поступает в среднем около 800 обращений в течение лишь одного месяца.
– От граждан не поступает жалоб на то, что чиновники попросту «отписываются», не решая при этом проблемы жителей?
– Чтобы чиновники научились отвечать, а не отписываться – мы разработали определенный метод. Он называется «комментарий префекта». В тех случаях, когда я вижу на портале второй, третий заход в один вопрос со стороны жителя, это значит, что чиновник пустил человека по своеобразному кругу, при этом не решая его проблему. Тогда мне приходится лично вмешиваться в «процесс переговоров», и конкретное поручение появляется на портале прямо под халтурным ответом чиновника. Серьезным образом на повышение ответственности повлияло и то, что поручением заставил всех сотрудников при ответе указывать свою точную должность, ФИО, контактный телефон. Как в том анекдоте: теперь пусть он не поспит.
«Как строить – решают люди»
– Как проходит реконструкция Ленинградского шоссе? Насколько будущие изменения позволят решить транспортные проблемы?
– Большая Ленинградка станет той базой, на основе которой будет осуществлена «привязка» строительства Четвертого транспортного кольца и Северной рокады (при прохождении трассы Санкт-Петербург–Москва). В настоящее время полным ходом идут работы по строительству и реконструкции местного проезда вдоль Ленинградского шоссе по ходу из центра на участке от Старопетровского проезда и Проектируемого проезда с устройством разворотной площадки конечной станции городского пассажирского транспорта взамен действующих.
Строительство ведется с учетом сложившейся застройки, невозможности полного перекрытия движения и требует зачастую уникальных проектных и технических решений. Например, использования технологий математического моделирования транспортных потоков в любое время суток. Именно на основании трех предложенных моделей развития транспортной ситуации у метро «Сокол» мэром Москвы Юрием Лужковым был выбран наиболее оптимальный вариант развязки.
Разумеется, любое масштабное строительство не обходится без издержек. Но даже в отношении тех бизнес-структур, которые попадают в зону реконструкции, мы никогда не исходим из пагубного принципа: «Лес рубят – щепки летят». Каждый случай здесь непростой, и для каждого стараемся искать наиболее взаимоприемлемое решение. Хочу отметить, что большинство собственников и арендаторов с пониманием относятся к ситуации, потому что другого пути решения транспортных проблем у города нет.
При этом мнение населения – основной критерий целесообразности дальнейших действий.
– А есть ли примеры сотрудничества администрации района с жителями в этом вопросе?
– В частности рассмотрение первого пускового комплекса следующей стадии реконструкции Ленинградки. В целом проект строительства на участке от Головинского шоссе до канала имени Москвы состоит из трех пусковых комплексов. Он обеспечивает расширение дорожного полотна до 10–12 полос движения, предусматривает строительство развязки на пресечении Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей; реконструкцию путепровода через Беломорскую улицу с увеличением количества полос движения и многое другое.
Несмотря на то что планировочные решения готовились лучшими специалистами ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» и проектных организаций города, а первый пусковой комплекс получил положительное заключение Мосгосэкспертизы, мнение жителей Левобережного района стало определяющим. И это понятно. Иначе проживающие на нижних этажах домов видели бы из своих окон вместо прогулочных аллей парка Дружбы только ограждения эстакады.
В результате мэром Москвы Юрием Лужковым дано поручение ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» и ГУП «Мосинжпроект» на разработку проектной документации на транспортную развязку в районе пересечения Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей с тоннелем протяженностью 753 метра. Да, это намного более дорогостоящий проект, сопряженный с разработкой уникальных проектных и технологических решений, но правительство Москвы идет на это.
«Ежовые рукавицы» для строителей
После приема граждан префект отправился на общественный совет округа.
На заседании члены совета, а в их числе представители отечественной науки, культуры, спорта, журналистики, подписали обращение к мэру города Юрию Лужкову с просьбой ускорить создание национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле и оказать помощь в восстановлении заброшенной экспозиции авиационной техники. Префект САО Юрий Хардиков отметил, что один из самолетов уже «взял под свое крыло» МАИ: институт обещал к следующему Дню Победы отреставрировать исторический самолет Ил-14. Также на совете были представлены электронные книги об истории районов САО.
Последние несколько вопросов префекту от нашей газеты пришлось задавать буквально на бегу, поскольку в его графике значилась очередная встреча.
– Юрий Анатольевич, по словам жителей Дегунина, Бусинова, в этих районах не хватает торговых центров и магазинов шаговой доступности. Планируется ли развитие инфраструктуры отдаленных районов?
– В настоящее время Городская программа развития сети предприятий потребительского рынка шаговой доступности в Северном округе и в районе Западное Дегунино выполнена. Однако работа по открытию объектов, естественно, продолжается. По адресу Коровинское шоссе, владения 17–19, вместо существующего рынка «Слободка» запланировано строительство современного торгового комплекса. Кроме того, уверен, порадуют жителей два социально значимых магазина заказов «Утконос» по адресам: улица Федоренко, владение 8, и улица Ангарская, дом 16.
– В ходе проверок Мосгосстройнадзором в САО было выявлено четыре стройплощадки с различными нарушениями. Каким образом ведется борьба с недобросовестными строительными организациям, подрядчиками и строителями?
– Стройплощадки – головная боль не только Северного округа. Подрядчики ведут себя зачастую крайне безответственно, но мы, поверьте, это так не оставляем. Можно ли сказать, что держим строителей в «ежовых рукавицах»? Думаю, да. По крайней мере процветать безразличию точно не даем.
Программа по сносу до 2010 года в округе составляла 338 домов. На сегодня без малого 60% плана уже выполнено. То есть тут мы успеваем. Но порой случаются задержки с переселением: жители обнаруживают, что их новый дом по вине строителей сдан с недоделками и отказываются въезжать в такую квартиру. Мы уже несколько фирм наказали за их неподобающее отношение к москвичам. Представляете, что значит иметь в Москве подряд на строительство. Узнав об этом, остальные фирмы и компании уже ведут себя более ответственно. Все недоделки заставляем устранять в стахановские сроки. А иначе из-за них старое здание освободить до конца невозможно, там, бывает, самовольно поселяются «скваттеры» из ближнего зарубежья; их гоняет милиция, префектура начинает давить на подрядчиков, для чего нередко приходится выходить на уровень мэрии. А, простите, все проще простого – в туалете отсутствует вода, не работает лифт в многоэтажке. Я как-то собрал своих чиновников, подрядчиков, отвечающих за сдачу очередного дома: в подъезде не работал лифт – и попросил всех пешком подняться на 24-й этаж и сам пошел за ними, чтобы по дороге никто не отстал. После этого лифт заработал в тот же вечер. Тот, кто был ответственен за этот дом, получил по заслугам.
– Жители районов «Коптево» и «Тимирязевский» жалуются на огромное количество бродячих собак, по их словам, отлова практически не происходит. Какие меры предпринимаются?
– Согласно данным мониторинга, в целом в Москве обитают около 30 тысяч безнадзорных собак, из них более 2800 – на территории САО. В настоящее время у нас работают восемь приютов для безнадзорных животных, рассчитанных более чем на 1200 особей, а также идет строительство еще двух приютов в Молжаниновском районе (на Машкинском шоссе, владение 4, и на 75-м километре МКАД) вместимостью 1350 особей.
Разработан проект расширения приютов для безнадзорных животных.
═