С огромными трудностями столкнулись 18 августа водители, которые возвращались в столицу после выходных, проведенных на даче. Утром машины москвичей парализовали въезд в город со стороны Киевского шоссе. Образовалась гигантская пробка, примерно в 40 – 45 км, от Москвы до Наро-Фоминска. Пробки также образовались на Ленинградском шоссе (протяженностью 2,3 км), на Щелковском шоссе длина затора составила 2,7 км, на Ярославском – 2,5 км, на Можайском – 2,3 километра. Причиной затора на Киевском шоссе явились ремонтные работы в районе Апрелевки. Из-за этого магистраль была значительно сужена, что и привело к тому, что дорога не выдержала типичного для этого времени года и суток потока автомобилей. В подмосковном ГИБДД же поспешили свалить всю вину на москвичей: мол, те возвращаются утром в понедельник на работу с дач, и именно из-за массовости и образовался затор.
По последним исследованиям аналитического центра «Яндекс.Пробки» Москва по-прежнему остается неоспоримым лидером по пробкам, как в России, так и в ближнем зарубежье. Для сравнения со столицей были взяты еще два российских города, Екатеринбург и Питер, и столица Украины – Киев. Столичные заторы начинаются раньше, чем во всех перечисленных городах и рассасываются только к ночи. Их число продолжает расти. Среднее число затруднений, возникающих на дорогах столицы в течение дня, достигло восьмисот. Год назад этот показатель держался на уровне 750. Для сравнения: в столице Украины ежедневно возникает около 350 пробок средней продолжительностью 45 минут. То есть, то, что для украинца серьезное затруднение, то для москвича практически свободная дорога.
Также в ходе исследования было выявлено, что в Москве весной 2008 года каждый день в среднем возникало более 800 пробок, и каждая из них останавливала в среднем около 1400 машин. Средний водитель этой весной терял из-за затрудненного движения более 12 с половиной часов ежемесячно – на полтора часа больше, чем в прошлом году. В Санкт-Петербурге весной 2008 года ежедневно возникало примерно столько же пробок, сколько и в Москве. Средняя продолжительность затруднения движения в Северной столице в 1,6 раза меньше – около 54 минут в Санкт-Петербурге и 1 час 26 минут в Москве. В Екатеринбурге весной возникало в среднем около 400 пробок ежедневно, а в Киеве - около 350. Средняя продолжительность одной пробки в обоих этих городах практически одинакова -═46 минут в Екатеринбурге и 45 в Киеве.
Структура пробок в Москве и Санкт-Петербурге примерно одинакова – для обоих городов весной 2008 года были характерны утренний и вечерний часы пик, когда количество пробок достигало 7-8 баллов, и немного более спокойная ситуация на дорогах с двенадцати до пяти часов дня. В Киеве и Екатеринбурге часы пик были выражены несколько слабее. Самым «хорошим» днем для московских автомобилистов остается понедельник. «В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге четыре будних дня весной 2008 года по количеству пробок практически не отличались друг от друга, – рассказала «НГ» менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс» Дина Литвинова. – В Киеве же загруженность улиц возрастала к концу недели – по пятницам она была почти в полтора раза больше, чем по понедельникам». Также она отметила, что рост количества пробок в Москве несколько замедлился. За полгода, прошедшие с осени 2007 до весны 2008 года, дневная (с 8 утра до 9 вечера) загруженность московских улиц выросла только на четверть балла. Чуть сложнее стало ездить по утрам и в середине дня, а количество пробок в вечерний час пик даже немного уменьшилось.
Ниже скорость - меньше пробки
Власти Москвы, в свою очередь, продолжают искать выход из сложившейся ситуации с пробками. Так в центре Москвы может быть введено ограничение скорости в «часы пик» до 40 километров в час. Идея принадлежит префектуре Центрального административного округа Москвы округа. Как рассказала «НГ» главный специалист пресс-службы ЦАО Юлия Вайдукова, планируется, что ограничения уменьшат количество пробок и позволят снизить и аварийность на центральных улицах города. «Это рассматривалось в рамках реализации концепции развития ЦАО на 2008-2012 годы. Пока это еще только планы, – пояснила она. – Для того чтобы сказать точную дату, нужно утрясти еще огромное количество вопросов с ГИБДД. Только после этого будем обращаться в правительство Москвы. Предложение воплотится в жизнь, только если найдет поддержку у городских властей». Кроме того, на некоторых московских улицах может быть введено реверсивное движение ≈ это когда некоторые полосы дороги в разное время дня отводятся под движение общего потока транспорта. Эксперимент может быть проведен на Волгоградском проспекте. Однако, по мнению автомобильных правозащитников, подобные действия не только не упростят положение с пробками, но и значительно его ухудшат. Как рассказал «НГ» директор Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев, прежде чем принимать подобное решение, надо взвесить все за и против. «Скоро у нас в Москве транспортные проблемы будут решать даже дворники, – возмущается эксперт. – Прежде чем идти с подобным предложением в правительство Москвы, нужно подумать, а не остановит ли всю Москву это ли замедленное движение?»