0
1028
Газета Москва Интернет-версия

25.07.2008 00:00:00

Повелители погоды

Тэги: синоптики, прогноз, погода, штраф


Чтобы начать разговор, нужно вспомнить о погоде. Можно пожаловаться на грозы, а можно поругаться на синоптиков, если они не предупредили о том, что из дома без зонта выходить опасно. Синоптиков ругают все и всегда. Даже если прогнозы сбываются. Сами синоптики к своей работе относятся очень критически. Если Гидрометеобюро Москвы и Московской области ошиблось, то внутри этой структуры идет выяснение, кто ошибся с прогнозом, и в итоге виновного наказывают рублем. О том, как работают московские метеорологи, корреспонденту «НГ» рассказал генеральный директор Гидрометеобюро Москвы и Московской области Алексей Ляхов.

– В Гидрометеобюро существует практика штрафов за неправильный прогноз. Каждый плохой прогноз разбирается по косточкам. Если установлено, что сотрудник неаккуратно выполнил свою работу, его наказывают. Такая мера была всегда – и среди представителей любой профессии. Людей наказывают за плохую работу. А за хорошую награждают. Вообще-то странно, что от специалиста-метеоролога требуют, чтобы он абсолютно точно прогнозировал погоду в любом городе или области, в то время как наука физика, а метеорология это раздел физики, еще не дошла до абсолютного знания окружающей среды. Вот когда наука физика заявит, что уже все открыто и в этой области перестанут присуждать Нобелевские премии, тогда и от метеоролога можно будет обосновано требовать 100-процентного прогноза.

– Какую работу нужно проделать, чтобы получить прогноз, скажем, на сутки?

– Чтобы разрабатывать прогнозы, ставшие привычными москвичам, сотрудники Гидрометеобюро работают круглосуточно. В смене 2–3 человека находятся на дежурстве. Причем у каждого свой график. Сказать, сколько конкретно времени пошло на конкретный прогноз, нельзя. Вместе с тем существуют сроки, к которым нужно сформулировать прогноз и выдать его, скажем, в эфир. Вообще же говорить о нормативах в этой области сложно. Какая, например, норма для проведения стандартной операции у хирурга? Операция может длиться и 15 минут, и 5 часов. Так и с прогнозом.

Составление прогноза – сложная технология, методология, основанная на анализе большого количества материалов. Нужно проанализировать данные по большой территории, выявить районы, погода в которых в силу геофизических причин может повлиять на погоду в Москве, и оценить степень этого влияния – а это огромное количество цифр. Сегодня анализ помогают делать компьютеры, выполняющие сложные расчеты – они моделируют погоду математическими методами. Это объективный анализ и прогноз. То, что делает человек, – субъективный анализ и прогноз. Потом все результаты суммируются с определенными весовыми коэффициентами. Итогом становится прогноз.

Бывают разные ситуации: простые и сложные. Например, когда вероятность 50 на 50: будет дождь или нет. Психологически человек так устроен, что всегда напишет, что дождь будет. Если дождя не было, то мы начинаем ругать прогнозиста. В такой ситуации это несправедливо.

– Значит, быть метеорологом – работа нервная?

– Да, и ответственная. Мало кто может работать прогнозистом, потому что тут нужно уметь принимать решения, каждый день и много раз. И нужно уметь формулировать решения в краткой и понятной форме. А это зачастую крайне сложно. Например, Москва – большой по площади город. В антициклоне ночью разница температур по городу может достигать 10 градусов и более, что обусловлено разными теплофизическими свойствами земной поверхности: центр покрыт камнем, а на окраинах много парков – по-разному накапливается и отдается тепло. И бывает очень сложно в прогнозе описать ситуацию для любого уголка столицы, отразив при этом еще и степень вероятности событий.

– Установка дополнительных метеостанций в Москве поможет давать более точные прогнозы?

– Да, поскольку система наблюдения лимитирует возможности системы прогнозирования. До конца года к существующим в столице 15 метеостанциям добавятся еще 35 автоматических. Сигналы от датчиков, регистрирующих метеопараметры, будут поступать в Гидрометеобюро, в центр сбора данных, в общую базу данных, по которой мы оцениваем ход погоды.

Есть простой закон: прогноз не может быть точнее, чем диагноз. Диагноз для синоптика – это представление о происходящем в погоде. Чем больше данных – тем точнее диагноз, соответственно чем больше будет станций – тем лучше будет представление о происходящем вокруг нас. Сеть метеостанций периодически посылает сигналы. Анализ сигналов, диагноз – это своеобразные срезы: распределение температур по городу, распределение температур во времени, то же в отношении осадков, ветра, давления и так далее. Прогнозировать, и не только в погоде, можно только то, о чем мы знаем. Если станции будут в каждом дворе, то и прогнозировать погоду можно будет для каждого двора.

Большой вклад в диагноз вносят дистанционные средства наблюдения: метеорологические спутники и радары. Но точность измерения со спутника, например, температуры воздуха не доли градуса, как на метеостанции, а градусы. Сегодня метеостанции обеспечивают самый точный анализ погоды.

С запуском новых метеостанций прогноз станет точнее и детальнее по территории и во времени. Пока не появятся новые дистанционные более точные средства измерения, альтернативы увеличению числа метеостанций нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1308
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2058
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2094
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2896

Другие новости