Безопасность пешеходов всегда была лишь частью общих программ безопасности дорожного движения. В результате в прошлом году более половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях первопрестольной составили пешеходы. Теперь для безопасности «безлошадных» граждан решили сделать отдельную целевую программу. В результате пешеходные переходы будут расширять, оснащать электронными табло с зуммерами, дополнительно освещать и, возможно, превращать в большие «лежачие полицейские».
По словам Леонида Липсица, руководителя департамента транспорта и связи города Москвы, движение в мегаполисе сейчас «по меткому выражению СМИ напоминает затяжную транспортную войну». На 11 млн. официально зарегистрированных в городе жителей зарегистрировано 3, 5 млн. машин. Количество ДТП с участием пешеходов составляет 45-50% от всего количества происшествий, причем по административным округам эта величина имеет отклонения не более 5-7 % в ту или иную сторону. При этом доля происшествий, совершаемых по вине пешеходов, составляет 20-25%.
В прошлом году было зарегистрировано 6749 ДТП с участием пешеходов. 612 пешеходов погибло. Из них было 12 детей. При этом в развитых странах смертность пешеходов не превышает 14% от общего количества смертельных исходов при ДТП. По России же пешеходов гибнет около 45%. В Москве пешеходов среди погибших более половины. Наибольшее количество ДТП отмечается в местах социально-ориентированных учреждений, в том числе детских, на перегонах между пешеходными переходами.
Причина – в удаленности пешеходных переходов друг от друга. По оценочным показателям, обеспеченность пешеходными переходами в настоящее время составляет 25-20% от требуемого количества. В прошлом году было введено всего 6 подземных пешеходных переходов. Следствие – переход дороги в неустановленном месте составляет от 52% до 58% от общего количества нарушений ПДД, повлекших дорожно-транспортные нарушения. Так же в Москве ощущается острая нехватка пешеходных зон, пешеходных улиц и площадей. Многие тротуары имеют недостаточную пропускную способность, что заставляет людей выходить на дороги. Во многих дворах тротуаров нет совсем, несмотря на интенсивное движение. Среди других причин большого количества ДТП с участием пешеходов:
– разрозненность и недостаточная проработка требований нормативных документов;
– несоблюдение действующих нормативных требований в процессе проектирования и эксплуатации объектов улично-дорожной сети;
– низкий уровень дисциплины водителей и пешеходов, низкий уровень само сознания, правовая неграмотность участников дорожного движения;
– низкий уровень административной ответственности за несоблюдение правил дорожного движения и норм проектирования;
– неэффективная процедура контроля за соблюдением действующего законодательства.
Концепция программных мероприятий по повышению безопасности пешеходов предполагает, что начинать надо с популяризации правил дорожного движения среди детей и взрослых. Работать будут с «заинтересованными организациями», под которыми подразумевается органы образования, здравоохранения и СМИ, Трудовыми коллективами и родительскими комитетами. Будут проводиться конкурсы, акции, выставки, викторины и спортивные мероприятия.
Программа предусматривает и инженерно-технические решения, направленные на повышение безопасности пешеходов. Рядом с детскими садами школами, и другими общественными учреждениями пешеходные переходы будут из цветного асфальта. Светофоры Москвы снабдят табло отсчета времени, разрешающими сигналами и дополнительными звуковыми устройствами для слабовидящих и слепых пешеходов. Для инвалидов пешеходные переходы, остановки и платформы общественного транспорта планируется оборудовать пандусами и перилами. Знаки «пешеходного перехода» окаймят специальной «алмазной» пленкой, которую видно издалека, а сами переходы дополнительно осветят. В тех местах, где необходимо снизить скорость автотранспорта переходы превратят в большие «лежачие полицейские».
Парковки будут огораживать, а хозяйственные площадки и подъезды изолировать от автотранспорта. Въезды-выезды из дворовых территорий оснастят специальными сферическими зеркалами, для того чтобы водители видели приближающихся пешеходов и других машинах. Особо опасные участки магистралей будут изолировать от пешеходов, а на некоторых переходах установят видеокамеры, которые будут отслеживать правонарушения. Научные организации будут разрабатывать наиболее эффективные и безопасные материалы для строительства дорог, а эксплуатирующие организации должны будут усилить контроль за техническим состоянием всех вышеперечисленных технических средств.