0
1196
Газета Москва Интернет-версия

03.07.2008 00:00:00

Не сразу строилась...

Тэги: москва, генплан, история


Облик современной Москвы отражает волны отношения с застройке – периоды хаоса и строительного бума сменялись десятилетиями попыток навести порядок и организовать единое городское пространство. А потом снова уступали хаосу.

  • Капкан на охотника (НГ 03.07.2008): Если все жилье Москвы заселить, то в Первопрестольной окажется 20 миллионов человек. Транспорт полностью встанет и скорее всего не хватит воды.

Начало города

Сложившаяся сейчас радиально-кольцевая система организация городского пространства в Москве – результат 900-летней борьбы центра города и периферии, борьбы организованного планирования и хаотичной застройки. Исторический раздел портала Центрального административного округа Москвы рассказывает, что первоначально на Боровицком холме сформировалась крепость, обнесенная деревянными стенами. Рядом выросли и расширились посады, сформировавшиеся позже в Китай-город. При Дмитрии Донском стены Кремля меняют на каменные, территория Китай-города, закладывается основа городской уличной сети – появляются дороги на Тверь (Тверская), на Владимир и Ярославль (Сретенка), на юг в Орду (Ордынка), в Новгород (Большая Никитская). Главной улицей города становится Тверская.

К середине XV века количество населения достигло 40 тыс. человек. Город поделили на административно-судебные участки, заложив тем самым принцип единой административной системы управления городом. До начала Смутного времени в городе интенсивно развивалось строительство. Кремль обнесли новыми зубчатыми стенами с 18 башнями. Улицы, подводящие к центру города, располагались выше по рельефу, и всех приезжающих поражала панорама города. В 1520-х годах по всей территории города проводится первое «размерение» (регулирование) улиц. Именно тогда сформировалась радиально-кольцевая система. Посады объединили в единую систему Белого города и обнесли все это стеной с 28 башнями и воротами. К концу XVI века число жителей города достигло 100 тысяч. За пределами Белого города Формируют земляной город, обнесенный вокруг деревянной стеной (Скородом). За пределы Скородома по направлениям основных дорог выносят ямские слободы. Планировочные мероприятия и каменное дело осуществлялись под государственным контролем. В 1584 г. был организован Каменный приказ. Он не только ведал производством работ, но и пропагандировал каменное строительство. Горожан ссужали кирпичом и белым камнем (стандартных размеров) горожан с рассрочкой на 10 лет. Ширина улиц и переулков была регламентирована, направления определяли приказами. К концу века возникают первые градостроительные планы – «Петров» (1599) и «Годунов» (нач. 1600-х г.г.) чертежи, а также – «Сигизмундов» (1610) и «Несвирский» (1611) планы. И, хотя почти все мероприятия проводились для того, чтобы уберечь город от частых пожаров, это сослужило неплохую службу и внешнему виду столицы.

Слободы и кварталы

После окончания междоусобиц Смутного времени вплоть до реформ Петра Первого застройка города преимущественно формировалась не в центре, а в слободах. Отдельные слободы (Новая Конюшенная, Немецкая) выносятся за пределы города. Новоприехавшее в столицу население расселяется в слободах за чертой Земляного города (Хамовники, Мещанская слобода). Слободы разрастаются до больших дорог и те становятся их улицами. Слободская застройка состояла из сравнительно небольших и одинаковых по размеру и форме участков. Наиболее мелкой и плотной она была в военных (стрелецких) слободах. Дворы, построенные в равномерные узкие ряды, разделённые проездами, имели небольшой двор и сзади – огородный участок. Каждая слобода имела свой административно-хозяйственный центр – «съезжий двор», и управлялась администрацией. Крупные дворы, принадлежавшие обычно главам администрации, имели выход на главные улицы, располагались в начале каждой из них.

С начала XVIII века до московского пожара 1812 года развитее города по-прежнему ориентировалось на противопожарные и санитарные цели. Однако под влиянием политики Петра Первого появляются европейские веяния – каменное мощение улиц, оштукатуривание под камень деревянных домов. Власти стали требовать, чтобы дома ставили не во дворах за заборами, а вдоль линии улиц, оформляя их фасадами. С 1722 года действует Полицмейстерская канцелярия, призванная следить за развитием города и определять градостроительную политику. Вводится новая организация городской жизни (в черте Земляного города) – по кварталам.

Первый план

Первым проектированным планом Москвы стал «Мичуринский план» (1731-39). Там была зафиксирована основная сетка улиц. В районе Басманных разметили территории прожектируемых построек и проектируемые красные линии улиц, заметно спрямлённые. План утвердил новый подход к градостроительной деятельности. В соответствии с планом был прорыт Водоотводный канал, устроены бульвары на месте стен Белого города, произведен перевод русла р. Неглинной во вновь открытый канал, возведен Камер-Коллежский вал, охватывающий почти все поселения вокруг Земляного города и ставший в последствии административной и таможенной границей города. В 1755 году появился план Кожина-Бортникова.

C 1780-х г.г. в черте Белого города запрещается новое деревянное строительство. Москва пытается стать «европейским» городом – жилые массивы объединяли в единые целые объёмы со сплошным фасадом, создавали ансамбли площадей – круглая Калужская, овальная Серпуховская, лучевая Красных ворот. В Москве создаётся своя архитектурная школа. Однако за пределами бульварного кольца стихийная мелкая застройка продолжала заполнять город. К 1812 году население Москвы составляло порядка 200 тыс. человек.

Послепожарная организация

Во время пожара 1812 года выгорело 70% города. И это позволило восстанавливать центр города по единому плану. В 1813 году в Москве организуется именным повелением Александра I-го «Комиссия для строений». Подчинялась комиссия лишь генералу – губернатору Москвы. Комиссия регулировала улицы с новыми красными линиями, расширением на территориях внутри Садового кольца, с выносом новой застройки фасадами на красные линии улиц и переулков, с преобладание ампирного стиля. Фасады, декоративные детали и декор унифицировали. Таким образом, город стал более организованным и стилистически однородным. Много внимания уделяли благосутройству – Неглинную, к примеру, заключили в трубу. За пределами Садового кольца дома строились с каменным низом и деревянным верхом. В 1843 г. деятельность «Комиссии для строений в Москве» прекратилась. Фактически подводящим результатом деятельности Комиссии стал так называемый «план Белоусова» 1851 года.

Затем город начал расти вверх. В городе начали строиться доходные дома. Но сначала их строили 4-5 этажными, но потом в связи с удорожанием земли, этажность стала увеличиваться, и доходный дом на Малом Гнездниковском переулке вырос аж до 10 этажей. Развивается промышленное строительство. Это привело к разрушению многих замечательных ландшафтных территорий по берегам Москвы и Яузы.

Транспортная переменная

Появляются новые виды транспорта: конно-железная дорога (1870-1911); с 1893 года вводится трамвай, полностью вытеснивший с 1912 г. «конку». Из-за потребностей транспорта в начале XX в. идёт пересмотр красных линий в сторону расширения улиц и переулков, пробивка новых проездов. Спешно осваиваемые земли за Камер-Коллежским валом нарезаются самым примитивным способом без всякого предварительного плана и градостроительной стратегии. Сеть железных дорог на внутригородской территории, сложившаяся к 1870-му году, перерезала сложившееся городское пространство.

К 1910 году население увеличилось до 1,5 млн. человек. Промышленные предприятия обросли жилыми кварталами, дешёвыми «рабочими казармами». Проекта развития Москвы в это время не существовало, строительство и размещение объектов градостроительно не регулировалось. Осуществлялась лишь фиксация по планам 17-ти полицейских частей. Рабочие кварталы распухали и ломали сложившуюся веком ранее структуру города. К проектированию вновь обратились лишь в 1918 году. Тогда под руководством Щусева и Жолтовского разрабатывается первый генеральный план столицы, а в 20-х годах Шестаков составляет план «Большой Москвы», включающий пригородную зону. Главной идеей этих разработок было преемственное продолжение и развитие сложившейся градостроительной структуры. Впервые ставятся вопросы о комплексности строительства, новых формах организации жилья, быта и отдыха. Однако план Жолтовского-Щусева не был осуществлен, так как вошел в противоречие с идеологическим заказом того времени.

Революционные изменения

Однако новые стройки совсем разрушали сложившуюся застройку. Пропускная способность улиц становилась недостаточной. Конкурс, проведенный в 30-х годах, предложил различные варианты решения этой проблемы. От полного сноса имеющей застройки и до развития агломерации. Итогом стал генеральный план Москвы 1935 г. Чернышева и Семенова. Исполнение этого плана привело к значительным утратам исторической планировки и застройки центра. Улицы расширяли и спрямляли, пробивали новые проспекты и транспортные магистрали, строили метрополитен. Бульварное кольцо планировалось замкнуть, а Замоскворечье полностью перестроить.

Во время войны реализация генплана 35-го года была заморожена. Последующие годы ознаменовались возведением знаменитых высоток и массовым строительством пятиэтажек. Генплан 1971 года предусматривал завершение застройки и благоустройства площадей центра Москвы и окончательное формирование четырнадцати радиальных проспектов, ведущих от центра к кольцевой автодороге. Москва была поделена на 8 планировочных зон, делившихся, в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (они стали прообразом административных округов и районов 90-х гг.). Для каждой зоны был определен наиболее целесообразный режим градостроительных преобразований, срок и ритм их социально-экономического переустройства. Была усовершенствована концепция развития инженерно-транспортной инфраструктуры города. Большое внимание уделялось развитию транспорта и системе магистралей; намечалось дополнить радиально-кольцевую сеть улиц и дорог хордовыми магистралями, позволяющими освободить центр города от транзитных потоков. Также намечалось создание новых кольцевых магистралей в городе на основе существующих и планируемых улиц. Предлагалось расширить фронт работ но озеленению и комплексному благоустройству города, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области. В центральной части города были выделены заповедные зоны, где обилие памятников истории и культуры сохранялось с особым пристрастием на основе особых градостроительных требовании к развитию этих частей города. Было запрещено строительство в Москве производственных объектов, за исключением необходимых для непосредственного обслуживания нужд населения и городского хозяйства. Была научно обоснована и выделена Пригородная зона г. Москвы в радиусе 50-60 км от границ столицы с определением характерных черт развития этой территории, учитывая особую значимость ее важнейшей, лесной, части ≈ как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы ≈ 10 тыс. га в ее Пригородной зоне. Намечалось, что к концу расчетного срока этого Генплана численность населения Москвы составит 7,5 млн. чел., а вместе с ее рабочими поселками и Зеленоградом – 8 млн.чел

Однако постепенно Москва превратилась в город, перегруженный производственными объектами. К концу 80-х гг. более 80% производимой в Москве промышленной продукции вывозили из нее. Объектов социальной сферы в городе не хватало, особенно в спальных районах.

Сейчас площадь города равна почти 900 кв. км Со времен революции территория города увеличилась в 6 раз. Проект Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года был разработан в 1997-1999 годах. В 1999 году проект Генерального плана получил положительное заключение экспертных комиссий и был утвержден Правительством Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1349
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1342
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1105
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
700

Другие новости