Московская вода по своей принадлежности к определенному гидрохимическому классу как раз является оптимальным образцом питьевой воды. Поясню: есть воды различного гидрохимического класса. К примеру: хлоридно-сульфатные, гидрокарбонатно-натриевые, гидрокарбонатно- кальциевые, просто гидрокарбонатные и т.д. Московская вода принадлежит к классам гидрокарбонатно-кальциевых и гидрокарбонатно-натриевых вод. Что это значит?
В свое время, когда нам нужно было получить образец оптимальной питьевой воды, мы сопоставили составы различных водопроводных вод различных столиц мира. Остановились на московской водопроводной воде. И далее провели экспериментальные исследования на достаточно большом количестве животных. Затем эксперименты повторили на волонтерах. И в чистом эксперименте оказалось, что московская водопроводная вода ведет себя безупречно. Она не изменяла ни водно-солевой обмен, она утоляла жажду, она была приятна на вкус, она была достаточно чиста в бактериальном отношении. Заметьте, для эксперимента мы брали обычную московскую водопроводную воду. Проводились исследования достаточно давно. Но об этом стоит говорить, потому что гидрохимический класс воды не изменился. И значит, московская водопроводная вода удовлетворяет вполне нашим представлениям о питьевой воде.
Что изменилось за эти десятилетия? Прежде всего сейчас Москва имеет достаточно мощные водопроводные станции. Они позволяют улучшать состав той воды, которая приходит к станции по водотоку – по Москве-реке и т.д. На станциях воду отстаивают, фильтруют, осветляют, обеззараживают. Как правило, московские водопроводные станции справлялись с возложенными на них задачами. Причем за последние годы они все более совершенствовали свой технологический цикл. И, судя по официальным публикациям, вода там подвергается ежедневному анализу. Качество воды хорошее, все в соответствии с требованиями действующих санитарных норм.
На выходе со станций все отлично. Но общеизвестно, что водопроводная система старая. В Москве многое делается сейчас для того, чтобы заменить старые трубы. Это видно невооруженным взглядом – стоит только посмотреть на перекопанные улицы. Но протяженность водопроводной сети – огромная. И всю сеть так, с ходу, не заменишь, поэтому дефекты труб играют свою негативную роль. Трубы ржавеют. А уличная водопроводная сеть может давать не только ржавление. Если в трубе есть дефект герметизации, могут проникать загрязнения с поверхностного слоя почвы. А московские поверхности очень загрязнены. Очевидно, что кое-где происходят «подсосы» загрязняющих веществ. Вода приобретает совсем не желанные качества и такой попадает в жилые массивы.
Но мне и, думаю, всем читателям газеты ни разу не приходилось слышать о том, что к нему домой пришли из Роспотребнадзора, чтобы проверить качество воды в его доме. А сделать это нужно. Наладить систему отбора проб воды в домах не очень сложно. Каким образом идет водопроводная сеть в районе – известно. Нужно разработать методику, найти наиболее представительные точки в сети. И из этих точек (скорее всего тупиковых) отбирать пробы, обобщать материал. Публиковать его, доводить его до потребителя, делать какие-то общеинформационные бюллетени. Скажем, в Америке водопроводные станции официально извещают в письменном виде каждого домовладельца и каждого владельца квартиры о качестве воды, которую те потребляли в последний месяц. Станция отчитывается – какие были неполадки, какие были приняты меры. Хорошо было бы и у нас наладить такую же систему мониторинга.
Поэтому система индивидуальных домашних фильтров оправданна. Фильтров огромное количество. Я думаю, что такие несложные фильтры, как «Родники», «Барьеры», в Москве достаточно эффективны – с этой водопроводной водой они справятся. Однако с ними тоже нужно обращаться осторожно – там нет индикатора ресурса. Когда фильтр забьется, он начнет «работать в обратную сторону» – он начнет загрязнять воду. Так что старайтесь получить квалифицированную консультацию, читайте инструкции. И почаще меняйте картриджи.