На образование в Первопрестольной в ближайшие три года собираются потратить 203 млрд. руб. Но мэр города не согласен с основным вектором развития высшего образования – переходом на общеевропейскую систему «бакалавр–магистр».
11 июня на заседании московского правительства была принята городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5», рассчитанная на 2009–2011 годы. Предыдущая программа, «Столичное образование-4», была сформирована в соответствии с задачами, определенными приоритетным национальным проектом «Образование». В задачах было: ускорение процесса обновления содержания образования, внедрение новых форм обучения, создание экспертного сообщества, развитие сети ресурсных центров. Сейчас в эксперименте участвуют 980 общеобразовательных учреждения (257 площадок: первого уровня – 234, второго уровня – 23). В результате 10% общеобразовательных учреждений перешли на индивидуальные учебные планы на старшей ступени образования. На базе 41 учреждения организована работа межшкольных факультативов, содержание которых обеспечивает дополнительную подготовку учащихся по всем образовательным областям учебного плана.
Сеть общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем обучения продолжает развиваться. Средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов уже 170, центров образования – 95, лицеев – 30, гимназий – 53. Создан и пополняется электронный банк данных передового опыта развития воспитания - в нем 86 программ, используемых в настоящий момент . Все учреждения начального и среднего профессионального образования города были превращены в единый тип – колледж. Это позволит создать систему многоуровневого непрерывного профессионального образования.
Новая программа обещает, что к 2011 году очередь в детские сады сократится до 1,4 тыс. человек. Количество детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, увеличится до 80%.
Во всех школах будут реализованы программы профильного обучения.
Самая амбициозная из целей программы – «превышение московского показателя в сравнении с российским по показателям качества образования в международных исследованиях». Для этого все вузы планируется перевести на европейскую уровневую систему высшего образования, рекомендуемую Болонской конвенцией. С 1 сентября следующего года система станет повсеместной. Город будет следить, чтобы дисциплины, преподаваемые для подготовки бакалавров и магистров по направлениям педагогического образования, были обеспечены учебно-методическими комплексами дисциплин (УМКД), 30% из которых являются авторскими, разработанными столичными вузами. На всех факультетах будет введена система зачетных единиц. 30% преподавателей охватят новыми формами повышения квалификации, связанными с переходом на принципы Болонского процесса в России. Для 70% бакалавров будет сохранена возможность поступления в магистратуру на бюджетной основе.
Финансировать программу будет бюджет правительства Москвы с привлечением средств федерального бюджета, целевых бюджетных фондов и внебюджетных источников. Общий объем предполагаемого финансирования составляет 203 млрд. руб. Основная часть денег будет потрачена на ремонт действующих учреждений образования и строительство новых. Всего планируется построить 180 школ, 638 детсадов и 24 колледжа.
Однако мэр Москвы Юрий Лужков резко высказался по поводу перехода на европейскую систему образования, которая предполагает разделение высшего образования на две самостоятельные категории: бакалавриат (первый уровень) и магистратуру (второй уровень). «Бакалавры городу не нужны. Это же недотепы, а нам нужны специалисты. Москва будет готовить специалистов. А бакалавров Министерство образования пускай готовит, где хочет». Среди аргументации градоначальника тот факт, что переход в магистратуру потребует средств от выпускника, и это сделает полноценное высшее образование доступным лишь для выпускников из состоятельных семей.
Леонид Волчкевич, профессор МГТУ имени Баумана, говорит, что высказывание градоначальника как раз к месту. Против введения Болонского процесса выступают почти все вузы. Но от их мнения отмахиваются. С мнением московского правительства же придется считаться. По мнению эксперта, изменения в системе образования не пойдут на пользу ни вузам, ни студентам, ни государству: «У нас слишком рьяно взялись за внедрение Болонского процесса. При этом никаких доводов, кроме «мы присоединились к конвенции», нет. Но конвенция носит рекомендательный характер. И к тому же не везде в Европе ее поддерживают. Германия отказалась от такой системы. Во Франции тоже нет системы степеней для специалистов, а есть университеты разных ступеней. К чему это приведет в России? В некоторых специальностях, например программировании, бакалавриатом можно обойтись. Но таких специальностей немного. И бакалавры, и магистры должны получить равно фундаментальное образование. То есть количество физики, математики, философии у них должно быть одинаковым. Таким образом бакалавры получат полноценные фундаментальные знания, но не получат специальных. И на всех крупных производствах для них не будет места. Инженерами, конструкторами они работать не смогут. Наладчиками тоже – выпускники техникума обладают большими практическим познаниями. В нашей промышленности для бакалавров нет места. Тем временем из-за того, что не все пойдут в магистратуру, количество студентов сократится. И нужно будет сокращать штат преподавателей. За счет кого? Фундаментальные науки будут преподаваться в прежнем объеме. Значит, за счет профилирующих кафедр. А три-четыре оставшихся специалиста просто не смогут вырастить главного инженера. Сумма их квалификации просто не позволит это сделать. Таким образом, наше высшее образование, а заодно наука и промышленность, окажутся на грани деградации и исчезновения. И глава региона с развитой промышленностью не может этого не понимать».