Москва – клубок сетей метро, туннелей, рек, канализации и высоковольтных проводов. Мы не замечаем, а постепенно город окутывает еще сеть – электронная. Глобальные учет и контроль, объединенные непривычным словом «мониторинг», связывают теперь многие службы столицы.
Например, в скором времени будет производиться мониторинг всех приезжающих в Москву. На деле это означает, что все мигранты – легальные и в идеале нелегальные – получат специальные карточки иностранных гостей столицы, по которым можно будет отследить их перемещение и не загостились ли они в Москве. В аэропорту «Внуково» уже идет подготовка к началу эксперимента. Занимаются этим ОАО «Электронная Москва» и ряд государственных структур, реализующих вместе одноименную государственную целевую программу (ГЦП). Социальная карта москвича, ставшая уже давно привычной, – это тоже, например, результат работы «Электронной Москвы». Город постепенно собирают в одну глобальную информационную сеть. Естественно, что и заниматься этим должна одна структура.
Первый вопрос, возникающий у запуганных ворованными базами данных москвичей: а чем это грозит? Если бы жители столицы еще знали о государственной целевой программе «Электронная Москва», это могло бы им даже облегчить жизнь. Сейчас, когда, по словам начальника Управления информатизации города Москвы Алексея Михайлова, проект завершен на 70%, в программу включены и окружные префектуры, и скорая помощь, и МВД, и образовательные учреждения, и многие структуры социального обеспечения. Именно они составляют первый уровень структуры ГЦП. Изначально создавались локальные системы, принадлежащие каждой городской службе, позже отлаживалась система их взаимодействия.
«Второй уровень связан с автоматизацией городских органов власти», – рассказывает Алексей Михайлов. Городские предприятия, недвижимость, финансы, бюджет – все это входит в «Электронную Москву». Чиновники теперь имеют возможность проводить совещания, не покидая своих кабинетов, запрашивать справки и сводки из электронных архивов и т.д.
Третье направление – создание инфраструктуры, которая необходима, чтобы первые два направления работали. Упор it-специалисты сделали на телекоммуникации. По их подсчетам, необходимо связать между собой примерно 10 тыс. различных объектов, 4 тыс. учреждений образования, примерно 800 лечебных учреждений, до 1000 объектов ГУВД. Естественно, с развитием мощной инфраструктуры понадобилась централизованная система хранения данных, которая требует различных программ: системы информационной безопасности, системы поддержки электронно-цифровой подписи и т.д.
Первый этап ГЦП, рассчитанный на пять лет, уже реализован. Второй завершится в 2011 году, сейчас в стадии реализации 20% всех проектов, 10% – будут реализованы. Как можно легко посчитать, 70% «Электронной Москвы» уже воплощены в жизнь.
При разработке проекта специалисты руководствовались несколькими принципами: исключить из процессов делопроизводства как можно больше людей, сократить число бумаг, участвующих в процессе, связать все службы города единой сетью коммуникаций, постараться найти типовые решения всех служб.
Самым востребованным москвичами оказался проект получения государственных сведений в режиме «одного окна». Он возник еще в 2004 году. Как сложно получить справку – любую, – знает каждый. Нужно или много времени и сил, или много денег, отданных структуре, имеющей кратчайшие пути к чиновникам. «Идея была простая: человек приносит в одно место необходимый минимум документов, а дальше пусть структуры работают за него. Были созданы 600 служб «одного окна», – рассказывает Алексей Михайлов.
Сначала были проведены исследования, показывающие, какие документы наиболее востребованы. По статистике, из 165 документов, которые выдает «одно окно», 16 видов покрывают примерно 70% всего объема. Как правило, это справки на получение субсидий, из БТИ.
От задачи-минимум – уменьшить общение москвичей с чиновниками – Управление информатизации правительства Москвы перешло к задаче-максимум – вообще исключить чиновников из этого процесса.
В прошлом году были созданы три центра по обслуживанию населения в режиме «одного окна» – в Северо-Восточном округе, Юго-Западном и в Зеленограде. Там собрали представителей разных городских служб (Департамент имущества, Департамент земельных ресурсов, префектуры), чтобы они отвечали на возникающие у населения вопросы.
Планируется, что такие центры рано или поздно появятся в каждом районе. Еще надо оснастить и найти 125 помещений. «Программа пока стоит, она должна быть утверждена, сейчас есть три центра, в 2008 году по плану возникнет еще десяток», – говорит Алексей Михайлов.
Система скорой помощи тоже оказалась включена в проект. Теперь создана единая диспетчерская сеть, благодаря которой можно всегда знать, где находится та или иная машина. Каждому экипажу должны выдать коммуникатор со спутниковым навигатором, который не только показывает оператору, где находится машина, но и позволяет врачу бригады оперативно проверить базы данных по больницам.
«Аналогичное важное решение мы сейчас реализуем в ГУВД, – отметил Алексей Михайлов. – Центры на Петровке и из округов будут смотреть, где находится патрульный автомобиль на карте города, будут принимать решение, какие машины задействовать в операциях. Инфраструктуру мы уже фактически создали».
В разработке находится проект установки приборов учета коммунальных услуг. Собирать информацию можно двумя способами: собственник жилья сам будет снимать показания с прибора и доставлять их в расчетный центр, также можно сразу передавать информацию в ЕИРЦ, тогда жильцы получат единый платежный документ.
К высоким технологиям подключат и участковых. Сейчас милиционеры жалуются, что отслеживать ситуацию в районе им банально некогда – все время уходит на выдачу справок и написание отчетов. При создании специального городского портала учли все типовые задачи, с которыми сталкиваются участковые, в том числе там есть бланки всех обычных справок. Но пока система еще не заработала.
Уже разработаны порталы для информирования населения.
После того как будут реализованы все проекты, it-специалисты не смогут почивать на лаврах. Любая информационная инфраструктура требует постоянного усовершенствования и развития. Без должного обновления «Электронная Москва» утеряет свой смысл. Да и заботы о безопасности системы – тоже работа круглосуточная.
«Ни в какой стране никогда не было и нет одной базы данных. Наша задача – только обеспечить межведомственное взаимодействие. Базы данных каждого ведомства надежно защищены, так что волноваться не следует», – успокоил горожан Алексей Михайлов. Так что пока москвичи могут пользоваться социальными картами москвича, «одним окном» и прочими благами программы без опаски, и не задумываясь, что Москва – электронный город.