0
966
Газета Москва Интернет-версия

04.06.2008 00:00:00

Битва с дымом

Тэги: мосгордума, реклама, табак, конвенция


В апреле Россия ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с курением. Но конвенция на то и рамочная, что каждая страна сама должна разработать методы борьбы с дурной привычкой. Москва уже запланировала ряд «антитабачных» мероприятий. Однако некоторые эксперты считают, что «борьба с курением может превратиться в борьбу с курильщиками».

11 апреля Госдума СФ РФ ратифицировала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Цель конвенции – защита населения от разрушительных последствий табакокурения. Для этого предполагается полный запрет рекламы табачных изделий, укрупнение предупредительных надписей на пачках не менее чем до 30% площади на крупных сторонах пачки, повышение налогов, защита от табачного дыма некурящих (запрет курения в общественных местах), противодействие незаконной торговле табачными изделиями и содействие прекращению курения. Но вообще каждая страна самостоятельно выбирает, как именно она будет бороться с вредной привычкой.

29 мая в Московской городской Думе состоялся круглый стол на тему: «Россия ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Что дальше?» Организовал работу круглого стола депутат Евгений Герасимов, а в числе участников были представители Департамента семейной и молодежной политики, Департамента образования, Департамента здравоохранения, Департамента социальной защиты населения Москвы, главные врачи наркологических диспансеров столицы, представители префектур и молодежных общественных организаций. Участники оговаривали конкретные меры по борьбе с курением.

У каждого своя статистика

По словам ведущего круглого стола Евгения Герасимова, сейчас в России курят 65% мужчин и 30% женщин. Среди несовершеннолетних курят 33%, а среди беременных – каждая вторая женщина. По потреблению табака мы занимаем 3-е место, отставая только от Индии и Китая. В развитых странах потребление табака падает, а в России остается на высоком уровне – прибыль табачных компаний в РФ достигает 5 млрд. долл. США в год. В Москве ситуация не лучше, чем в целом по стране, – курят 67,7% мальчиков в возрасте 15–17 лет и почти столько же девочек. Это самый высокий показатель в России. При этом пассивному курению дома подвергаются 55,3% подростков, а вне дома 72%. При этом только половина столичных подростков понимает, что пассивное курение вредно – за рубежом это понимают почти все сверстники. «Зато подростков, занимающихся физкультурой, стало меньше на 17%. И это несмотря на то, что в столице делается весьма немало для развития спорта», – горестно подвел итог Герасимов.

На круглом столе было высказано, что по оценкам экспертов, от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно в России умирают от 400 до 500 тыс. человек. К 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти. По данным Всемирного банка, затраты государств в 2000 году на лечение заболеваний, связанных с употреблением табака, составили более 1% ВВП. В свете такой статистики становится понятным, почему курение становится не личным выбором каждого. А государственной проблемой – расходы на лечение больных ложатся тяжким бременем на государственный бюджет.

Однако не все так однозначно. На большинстве мероприятий, посвященных борьбе с курением, приводится страшная статистика. Но всегда разная. При этом многие эксперты не скрывают, что используют статистику табачных компаний. Выходит, что только последние всерьез занимаются изучением распространенности табакокурения в стране. Таким образом, может оказаться, что бороться эксперты собираются с ветряными мельницами.

Не обошлось и без статистической «погрешности». Во-первых непонятно, почему при 30% курящих женщин среди беременных курит каждая вторая. Курящие беременеют чаще? Во-вторых, в материалах, розданных на мероприятии, были указаны уже другие цифры – курят 59% мужчин и 15% женщин. По всей видимости, размеры и особенности аудитории, которую придется «спасать от курения», властям пока не совсем ясны.

Московские мероприятия

Однако что же запланировали в столице? Во-первых, следовать основным рекомендациям конвенции. Например, полностью запретить рекламу табачных изделий. Евгений Герасимов предложил пойти дальше и последовать опыту некоторых зарубежных стран – запретить выкладывать сигаретные пачки на прилавок. Пусть курящие сами просят сигареты, а продавцы достают их из-под прилавка. Запретить курить в общественных местах. К тому же цены на сигареты нужно повысить в несколько раз. «Компании получают многомиллионные прибыли в нашей стране, а государство почти не получает от этого денег. Даже с дорогих сигарет стоимостью в 40–50 рублей за пачку государство получает лишь 2,5 рубля акциза», – возмутился депутат. «К тому же удорожание сигарет сделает их недоступными для большинства россиян, и они перестанут покупать сигареты. Это, конечно, может привести к увеличению контрафакта и к тому, что многие начнут курить самосад. Но мы выработаем действенные меры по борьбе с самосадом», – завершил Герасимов, не вдаваясь в подробности ни методов борьбы, ни законных оснований для «борьбы с самосадом».

Наибольший упор в столице собираются делать на просветительской деятельности и антитабачной рекламе. С оттенком ностальгии на круглом столе вспоминали смертную казнь за курение, бытовавшую в Турции, Монголии и России в XVII веке. Но иные времена – иные нравы. Молодежи будут объяснять, как и чем вредно курение. Для учащихся школ и вузов столицы разработана концепция уже действующей рекламной кампании «Я против того, чтобы мои друзья курили». В целях акции: «повышение интереса и мотивации к дискуссиям о вреде курения», «вовлечение некурящих в профилактическую деятельность», «повышение желания родителей служить примером для своих детей и чувствовать за это свою ответственность». Реклама будет различаться в зависимости от возрастной группы. Однако помимо рекламы здорового образа жизни предполагается «карикатурное изображение ситуаций, в которых подростки и молодежь первый раз пробуют сигареты», «показ возможных заменителей сигарет». Представители власти сошлись в том, что для выполнения поставленных целей нужно «мощное финансирование».

Однако у главного нарколога западного округа Москвы Игоря Рубченко свои соображения: «Главное, не превращать борьбу с курением в борьбу с курильщиками». По его мнению, суровые меры и страшные рекламы не уменьшат количество курящих: «В течение десяти лет мы проводим мониторинг, и весь мой опыт показывает, что первая проба курения – это любопытство». И исследования, и многолетний опыт показывают, что негативные образы курения, запугивающие ролики не оказывают никакого эффекта. Нужно приходить к тому, чтобы создавать позитивный образ некурящего человека, внушать, что отказ от курения несет преимущества. И нужно менять «табачный этикет»: мы часто забываем и о пассивном курении. Ведь эгоизм курильщиков не знает предела, подвел итог эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1349
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1342
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1105
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
700

Другие новости