В апреле Россия ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с курением. Но конвенция на то и рамочная, что каждая страна сама должна разработать методы борьбы с дурной привычкой. Москва уже запланировала ряд «антитабачных» мероприятий. Однако некоторые эксперты считают, что «борьба с курением может превратиться в борьбу с курильщиками».
11 апреля Госдума СФ РФ ратифицировала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Цель конвенции – защита населения от разрушительных последствий табакокурения. Для этого предполагается полный запрет рекламы табачных изделий, укрупнение предупредительных надписей на пачках не менее чем до 30% площади на крупных сторонах пачки, повышение налогов, защита от табачного дыма некурящих (запрет курения в общественных местах), противодействие незаконной торговле табачными изделиями и содействие прекращению курения. Но вообще каждая страна самостоятельно выбирает, как именно она будет бороться с вредной привычкой.
29 мая в Московской городской Думе состоялся круглый стол на тему: «Россия ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Что дальше?» Организовал работу круглого стола депутат Евгений Герасимов, а в числе участников были представители Департамента семейной и молодежной политики, Департамента образования, Департамента здравоохранения, Департамента социальной защиты населения Москвы, главные врачи наркологических диспансеров столицы, представители префектур и молодежных общественных организаций. Участники оговаривали конкретные меры по борьбе с курением.
У каждого своя статистика
По словам ведущего круглого стола Евгения Герасимова, сейчас в России курят 65% мужчин и 30% женщин. Среди несовершеннолетних курят 33%, а среди беременных – каждая вторая женщина. По потреблению табака мы занимаем 3-е место, отставая только от Индии и Китая. В развитых странах потребление табака падает, а в России остается на высоком уровне – прибыль табачных компаний в РФ достигает 5 млрд. долл. США в год. В Москве ситуация не лучше, чем в целом по стране, – курят 67,7% мальчиков в возрасте 15–17 лет и почти столько же девочек. Это самый высокий показатель в России. При этом пассивному курению дома подвергаются 55,3% подростков, а вне дома 72%. При этом только половина столичных подростков понимает, что пассивное курение вредно – за рубежом это понимают почти все сверстники. «Зато подростков, занимающихся физкультурой, стало меньше на 17%. И это несмотря на то, что в столице делается весьма немало для развития спорта», – горестно подвел итог Герасимов.
На круглом столе было высказано, что по оценкам экспертов, от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно в России умирают от 400 до 500 тыс. человек. К 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти. По данным Всемирного банка, затраты государств в 2000 году на лечение заболеваний, связанных с употреблением табака, составили более 1% ВВП. В свете такой статистики становится понятным, почему курение становится не личным выбором каждого. А государственной проблемой – расходы на лечение больных ложатся тяжким бременем на государственный бюджет.
Однако не все так однозначно. На большинстве мероприятий, посвященных борьбе с курением, приводится страшная статистика. Но всегда разная. При этом многие эксперты не скрывают, что используют статистику табачных компаний. Выходит, что только последние всерьез занимаются изучением распространенности табакокурения в стране. Таким образом, может оказаться, что бороться эксперты собираются с ветряными мельницами.
Не обошлось и без статистической «погрешности». Во-первых непонятно, почему при 30% курящих женщин среди беременных курит каждая вторая. Курящие беременеют чаще? Во-вторых, в материалах, розданных на мероприятии, были указаны уже другие цифры – курят 59% мужчин и 15% женщин. По всей видимости, размеры и особенности аудитории, которую придется «спасать от курения», властям пока не совсем ясны.
Московские мероприятия
Однако что же запланировали в столице? Во-первых, следовать основным рекомендациям конвенции. Например, полностью запретить рекламу табачных изделий. Евгений Герасимов предложил пойти дальше и последовать опыту некоторых зарубежных стран – запретить выкладывать сигаретные пачки на прилавок. Пусть курящие сами просят сигареты, а продавцы достают их из-под прилавка. Запретить курить в общественных местах. К тому же цены на сигареты нужно повысить в несколько раз. «Компании получают многомиллионные прибыли в нашей стране, а государство почти не получает от этого денег. Даже с дорогих сигарет стоимостью в 40–50 рублей за пачку государство получает лишь 2,5 рубля акциза», – возмутился депутат. «К тому же удорожание сигарет сделает их недоступными для большинства россиян, и они перестанут покупать сигареты. Это, конечно, может привести к увеличению контрафакта и к тому, что многие начнут курить самосад. Но мы выработаем действенные меры по борьбе с самосадом», – завершил Герасимов, не вдаваясь в подробности ни методов борьбы, ни законных оснований для «борьбы с самосадом».
Наибольший упор в столице собираются делать на просветительской деятельности и антитабачной рекламе. С оттенком ностальгии на круглом столе вспоминали смертную казнь за курение, бытовавшую в Турции, Монголии и России в XVII веке. Но иные времена – иные нравы. Молодежи будут объяснять, как и чем вредно курение. Для учащихся школ и вузов столицы разработана концепция уже действующей рекламной кампании «Я против того, чтобы мои друзья курили». В целях акции: «повышение интереса и мотивации к дискуссиям о вреде курения», «вовлечение некурящих в профилактическую деятельность», «повышение желания родителей служить примером для своих детей и чувствовать за это свою ответственность». Реклама будет различаться в зависимости от возрастной группы. Однако помимо рекламы здорового образа жизни предполагается «карикатурное изображение ситуаций, в которых подростки и молодежь первый раз пробуют сигареты», «показ возможных заменителей сигарет». Представители власти сошлись в том, что для выполнения поставленных целей нужно «мощное финансирование».
Однако у главного нарколога западного округа Москвы Игоря Рубченко свои соображения: «Главное, не превращать борьбу с курением в борьбу с курильщиками». По его мнению, суровые меры и страшные рекламы не уменьшат количество курящих: «В течение десяти лет мы проводим мониторинг, и весь мой опыт показывает, что первая проба курения – это любопытство». И исследования, и многолетний опыт показывают, что негативные образы курения, запугивающие ролики не оказывают никакого эффекта. Нужно приходить к тому, чтобы создавать позитивный образ некурящего человека, внушать, что отказ от курения несет преимущества. И нужно менять «табачный этикет»: мы часто забываем и о пассивном курении. Ведь эгоизм курильщиков не знает предела, подвел итог эксперт.