Кто из нас знает, что сверлит сосед за стеной? Почему незнакомые люди потащили на верхний этаж мешки с цементом? Обычно мы просто терпеливо ждем окончания соседского ремонта и страдаем от лишнего шума. Однако, как утверждают эксперты, такое молчание может для вас обернуться не только головной болью, но и серьезным материальным ущербом. Причина кроется в возможных нарушениях техники безопасности.
4 апреля в Москве прогремел взрыв. Взлетело на воздух несколько квартир в доме на улице Академика Королева, 8, корп. 1. Расследование причин произошедшего до сих пор продолжается. По первоначальной версии, причиной происшествия стала утечка газа из баллонов с пропан-бутановой смесью в ходе ремонтных работ в одной из квартир. Позже появилась версия о том, что двое студентов с помощью небольшого сварочного аппарата паяли доспехи для исторической реконструкции. Оба экспериментатора погибли. Погибла и женщина в соседней квартире. Жить в подъезде стало опасно, и остальным жителям пришлось уехать на время реконструкции жилья. Поврежденный подъезд одели в металлический бандаж. Сейчас дом продолжают восстанавливать – меняют три поврежденные стеновые панели на новые. Часть жильцов пустили домой в мае. Остальные жители смогут вернуться лишь к 16 июня. Выплачены компенсации – по 150 тыс. руб. семьям погибших и по 50 тыс. руб. – пострадавшим. В связи с происшествием мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, запрещающее проводить сварочно-газовые работы, заменять и устанавливать газовое оборудование организациям без лицензии на производство этих работ. Насколько достаточно этого документа, чтобы обезопасить себя и свое жилье от неквалифицированных действий ремонтных бригад?
Хочешь жить – смотри по сторонам
«Ответственность за трагедии в большинстве случаев лежит на самих жильцах и собственниках квартир, – заявил президент группы компаний «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ) Александр Москаленко. – Железо имеет свой ресурс, имеет свойство ломаться, стареть, и контролировать состояние газового оборудования должны сами люди».
Управляющий директор по технической диагностике ГЦЭ Александр Калухин рассказал, что нужно делать, чтобы обезопасить свое жилище: «Заказчик, будь он квартиросъемщиком или собственником квартиры, обязательно должен оформлять договор на любые ремонтные работы. В договоре должны быть прописаны условия проведения работ – соблюдение техники безопасности, строительных норм. Обязательно нужно убедиться в наличии лицензии у фирмы. Проследить, чтобы все работники были в штате – иначе ваши окна-двери будут ломать какие-нибудь гастарбайтеры, не имеющие отношения к этой фирме. Гражданства, прописки, регистрации у них нет. Зарплаты определенной не имеют – работают на договорных отношениях с директором. Работать не умеют, правил техники безопасности не знают, не застрахованы».
Однако эксперт сознает, что успешно прописанные в договоре правила могут не выполняться. Это нужно контролировать. Есть большое количество контролирующих организаций – Управление государственного строительного надзора (в ведомстве Ростехнадзора), админиcтративно-техническая инспекция (В Москве эту функцию выполняет Объединение административно-технических инспекций ОАТИ). Но они работают с большими стройками, до квартирных ремонтов у них руки не доходят. Контролировать ремонт должен заказчик или органы самоуправления в доме.
«Управдом обязан следить за происходящим в доме, – говорит Калухин, – ведь на самом деле муха мимо него не пролетает. С нормальным управдомом и дворники информацией поделятся, и почтальоны, и жильцы. Он имеет полное право прийти в квартиру, где проводится ремонт, и спросить, по какому праву строители там находятся, попросить показать договор с собственником. И если договора нет, то он имеет право обращаться в органы вплоть до срочного вызова милиции. В случае если не соблюдается техника безопасности, управдом имеет право сделать предписание о прекращении работ. Позвонить в Ростехнадзор или ОАТИ, требовать, чтобы фирму лишили лицензии, наказали деньгами директора, бригадира и так далее┘ Вплоть до уголовной ответственности, если что-то вдруг произойдет».
Взрыв, по словам эксперта, – это крайность. Но вполне могут происходить другие, менее опасные, но не менее неприятные происшествия. При ремонтах часты «мелкие» неприятности – разбитые окна, затопления. Сдернули кран с водой – затопили 12 этажей. Из-за этого могут произойти короткие замыкания.
При этом наш собеседник говорит, что не стоит полагаться лишь на ум соседа, проводящего ремонт, и инициативу управдома. Нужно следить за обстановкой самому: «Чтобы газовые баллоны затащить – их сначала нужно купить, потом заправить газом, потом сюда привезти. Привезти на машине. Потом поднять в лифте. Это видят соседи. Вот если бы у меня такой баллон затаскивали в дом, я бы точно равнодушным не остался. Я бы поинтересовался, кто, зачем, куда и почему. Свое собственное сознание надо поворачивать к тому, чтобы контролировать обстановку. Жить захочешь – проконтролируешь все что угодно».
Татьяна Филиппова, заместитель начальника управления информации и контроля поручений Мосжилинспекции, говорит, что надо обращаться в свою управляющую компанию: «Если проводится ремонт и есть подозрения, что не соблюдаются правила техники безопасности, прежде всего обращайтесь в свою управляющую компанию. Звоните в диспетчерскую или приходите сами – они обязаны принять меры. Если управляющая организация не хочет работать, обращайтесь к нам. Телефоны горячей линии для экстренных случаев 681-77-80, 681-21-45, 681-20-54. Если случай не экстренный, то тогда можно написать письмо или заявление, но в обращении заявитель обязательно должен сообщить свои координаты и поставить свою подпись. Если же жители чувствуют запах газа, то нужно звонить в аварийную газовую службу. Это написано возле каждого лифта, в каждом подъезде: «При запахе газа звоните 04».
Защита на законных основаниях
Александр Москаленко для безопасности предлагает не только почаще оглядываться вокруг, но и сменить систему надзора. На предприятиях давно действует система эксплуатации и контроля опасных объектов: идет обучение людей технике безопасности, регулярно проводятся экспертизы оборудования. Подобной системы для газового хозяйства частников не существует. По мнению директора ГЦЭ, для наведения порядка нужно принять отдельный закон о безопасности газоснабжения жилых помещений либо распространить на частные лица действие некоторых положений существующего Федерального закона «О промышленной безопасности опасных объектов». Одним из ключевых моментов этого закона является обязательное страхование гражданской ответственности предприятий в случае аварий. «Так, пусть страхование ответственности собственников газового оборудования перед третьими лицами будет таким же обязательным, как ОСАГО или обязательное медицинское страхование, – считает Александр Москаленко. – Если включить страховые выплаты в тариф за газ – это не будет обременительным, а пострадавшие люди всегда будут защищены».