Мэр Москвы Юрий Лужков внес на рассмотрение в Мосгордуму законопроект об увеличении транспортного налога. Сделано это не просто так. Градоначальник считает, что именно такая мера поможет поддерживать столичные автотрассы в должном порядке.
«Средства, собранные с уплаты транспортного налога направляются на строительство и реконструкцию дорог. Когда каждый год по весне обновляют дорожное полотно, это все производится благодаря деньгам налогоплательщиков, но не полностью, конечно», - рассказывает заместитель руководителя Пресс-службы Департамента транспорта и связи города Москвы Андрей Кружалин.
«Думаю, на улучшение дорог увеличение ставки транспортного налога не повлияет, тем более, что он составляет малую часть, всего 10-12%, от суммы, необходимой для ремонта и улучшения дорожного полотна в Москве. Глубокого экономического и социального обоснования в повышении ставки нет», - считает правозащитник Виктор Похмелкин.
Пока документ находится на рассмотрении в Мосгордуме, однозначно говорить о повышении тарифов нельзя. Прошлым летом Правительство Москвы уже предпринимало подобную попытку, но депутаты Мосгордумы законопроект не приняли.
«Прошлый год был выборным, поэтому депутаты опасались принимать законопроект, который вызовет недовольство избирателей. В этом году вполне могут поддержать такую инициативу», - говорит Виктор Похмелкин.
Как отмечают в мэрии Москвы, законопроект должен ударить не по всем автомобилистам: рассматривались такие варианты увеличения налога, которые коснулись бы, в первую очередь, владельцев мощных машин, оставив в стороне обладателей большего числа частных транспортных средств.
По мнению сотрудников Правительства Москвы, зарплата москвичей с 2006 года, когда была последний раз установлена ставка транспортного налога, уже порядочно выросла, поэтому платить больше за свои автомобили они в состоянии.
«Вместе с зарплатами растет и подоходный налог, растут и отчисления по ЕСН, т.е. москвичи платят. Транспортный налог имеет другую природу, его нельзя привязывать к доходам», - возмущается Виктор Похмелкин.
Глава Департамента экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк выступил с предложением учитывать прежде всего мощность двигателя автомобиля, начисляя налоговую ставку. "Те, кто ездит на пятилитровых автомобилях, должны платить по максимуму за тот комфорт, который они имеют, передвигаясь на своих лимузинах по улицам города", – заявлял Юрий Росляк осенью прошлого года.
Мощные автомобили, значит, и более тяжелые, сочли разработчики законопроекта. А тяжелые по весу машины сильнее портят асфальт. Получается, что все справедливо. «Более мощные машины автомашины сильнее влияют на состояние дорожного полотна, поэтому это логично, если они будут платить больше. Колесо «Хаммера» лишь ненамного меньше колеса «КамАЗа», и портит покрытие гораздо сильнее, чем малолитражка», - рассказывает Андрей Кружалин.
Если законопроект будет одобрен депутатами, то уже с 1 января 2009 года владельцам машин мощностью 100≈125 л.с. придется платить по 20 рублей за каждую лошадиную силу, раньше под эту ставку попадали обладатели автомобилей мощностью до 150 л.с.
Владельцам автомобилей мощностью 125≈150 л.с. их четырехколесный друг станет по 30 рублей за каждую лошадиную силу, за транспортное средство с двигателем в 150≈200 л.с. собственники заплатят по 45 рублей за каждую «лошадку» вместо прежних 30. Накладнее всего содержать мощные авто (200-250 л.с. придется умножить на 50-75 рублей. Обладатели гоночных автомобилей или «танков» отдадут аж 150 рублей за каждую лошадиную силу.
Скромные москвичи могут расслабиться, автомобили с менее, чем ста «лошадками» не станут своим владельцам в копеечку. Ставка остается прежней – 7 рублей. Более того, московское правительство стремится пересадить горожан на малолитражки: тем, кто купит крохотные автомобили «Ока», «Daewoo-Matiz» или «Peugeot-107», вручат топливную карту на 26 тыс. рублей.
Идея начислять налог по мощности автомобиля кажется логичной далеко не всем.
«Важно помнить, что масса и мощность автомобиля - несвязанные между собой величины. Если бы действительно хотели уменьшить нагрузку на дорожное полотно, то облагали бы повышенным налогом еще и тяжелые машины. А логичнее всего было бы включать транспортный налог в стоимость бензина. Тогда больше платил бы тот, кто больше ездит. А если кому-то не дает покоя наличие дорогих автомобилей в столице, то пусть их владельцы платят налог на имущество, в конце концов», - говорит Виктор Похмелкин.