То, что мы знаем о людях нетрадиционной сексуальной ориентации, почерпнуто, как правило, из литературы, ТВ-программ, анекдотов и слухов. Как ни странно, даже в просвещенный XXI век эта тема остается у нас табуированной и воспринимаемой большинством с явным негативом.
«О том, откуда берется гомофобский страх, написаны уже целые тома. Как правило, их опасаются и ненавидят люди, так или иначе склонные к импотенции, – рассказывает «НГ» Александр Полеев, сексолог, кандидат медицинских наук, профессор Института психоанализа. – Нормальному мужчине все равно, с кем спит его сосед или коллега, он оценивает межличностные отношения. Самым большим гомофобом в мире был Адольф Гитлер, который не был способен заниматься сексом. А ведь гомосексуалистов не так много, как любят преподносить те, кто их ненавидит, это всего 0,4% мирового населения».
О корнях гомосексуализма рассуждают еще с античных времен. Эпоха Платона и воспевания эстетики любви к мальчикам (нефизической, кстати) сменялась жестоким Средневековьем, фривольным Ренессансом, аскетичным новым временем, безумным XX веком. Версии, почему мужчины иногда любят мужчин, а женщины – женщин, разнились, сходясь в одном, это не норма. Сейчас ученые, вооружившись различными методами генетических исследований, доказали, что извращенцами лиц нетрадиционной сексуальной ориентации считать как-то некорректно.
«По Священному Писанию такие люди – преступники», – рассказывает «НГ» лидер Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович. – Жители Содома и Гоморры устраивали, как сейчас говорят, гей-парад, за это города были уничтожены. Мы христиане и исходим из Священного Писания. Но лично я считаю гомосексуализм психическим заболеванием. Надо помогать геям, которые начинают осознавать свою болезнь. Им полезно обращаться к психиатрам и к священнику, чтобы тот молился и помогал советом. Но помочь можно только тем, кто хочет излечиться».
«Ни в коем случае нельзя считать гомосексуализм болезнью, – восклицает Александр Полеев. – Это один из вариантов нормы человеческой сексуальности. Соотношение между гомосексуалами и гетеросексуалами может быть сравнено с соотношением между право- и леворукими людьми. Мы же не считаем левшей больными».
Тогда чем же вызвано стремление гомосексуалистов заявить о себе, проведя гей-парад?
«Идея проводить гей-парад связана с большим количеством гомофобии, особенно не в столице, а в области и провинции. Гомосексуалам приписывают всякие отрицательные качества, особенно любят этим заниматься те, кто ни разу в жизни не видел живого гея, только по телевизору, – говорит Александр Полеев. – Это правозащитный аспект. Они хотят показать, что они такие же нормальные люди, как и все остальные, и незачем их считать отбросами общества и ненавидеть. В конце концов многие гетеросексуалы любят таких женщин, что их вполне можно счесть гомосексуалистами. Мне кажется, нужно просто сменить название, а сама идея такого мероприятия неплоха. Кстати, большинство гомосексуалистов ни в каком параде принимать участия не будут – им это просто не нужно. Они живут себе тихо, создавая семьи, влюбляясь, разводясь, ссорясь. Я считаю, если некоторая часть – на самом деле небольшая – хочет провести некую демонстрацию, почему нет?»
Неудачным Александр Полеев считает только название – «парад», позаимствованное из английского языка в виде прямой кальки, создающей ощущение, что существует какое-то превосходство геев над «натуралами». «В английском «парад» носит куда более безобидный характер. Речь не идет ни в коем случае о том, что гомосексуалисты гордятся своей ориентацией. Оскар Уальд говорил: «Гордиться тем, что ты англичанин, все равно как гордиться тем, что ты родился во вторник». Гомосексуалистами рождаются, это следствие особенностей развития ребенка в утробе матери. Так что гордиться тут нечем», – рассказывает сексолог.
Ошибочно и мнение, что гомосексуалисты выделяются из толпы. Специалисты считают, что опознать человека нетрадиционной ориентации в толпе невозможно. «Многие и не догадываются, что долгие годы работают или дружат с геем. Определить сексуальную ориентацию человека можно, только попытавшись вступить с ним в сексуальный контакт», – уверяет Александр Полеев.
Конечно, есть у гомосексуалистов и свои символы и атрибутика, но опять же очень малая часть ею пользуется. «У части гомосексуалистов действительно существует свой язык, свой предметный код. Важно помнить, что это очень неоднородная среда. В известной части можно считать гомосексуалистов субкультурой, но не все к ней принадлежат. Да, у них есть свои клубы и места встреч, не забывайте, что людям нужно где-то знакомиться и общаться. Но 90% времени они с нами в одной культуре», – поясняет Александр Полеев.
Чтобы считать ту или иную группу людей субкультурой, обязательно должны наличествовать объединяющие их идея и символы. «Важнее всего, чтобы группа сама осознавала себя общностью, тогда появятся и свой предметный код, и символы, и культовые тексты, и сленг – свой собственный язык», – говорит кандидат филологических наук Мария Ахметова. Получается, что гомосексуалисты и формируют свою собственную субкультуру, куда гетеросексуалам нет входа, но вместе с тем многие из них живут не в гротескном мире, который мы видим в ток-шоу, а среди нас с вами.
Что касается количества гомосексуалистов в том или ином городе или районе, то тут можно вспомнить социолога Ричарда Флориду. Американский ученый, определяя креативный потенциал городов, отметил, что процент гомосексуального населения выше там, где более креативная среда, а вместе с тем большая терпимость к любым непривычным проявлениям. При этом творческая составляющая выше в больших и динамично развивающихся городах, где население максимально разнообразно. И именно объединение различий становится решающим фактором в продуктивности города.