В центре Москвы не протолкнуться. На любой улице стоят десятки автомобилей, припаркованных в два, а то и в три ряда. Для проезда вместо двух полос в две стороны остается одна. Так и получаются пробки.
В воскресенье днем зато хорошо – свободные от стоящих автомобилей улицы и переулки удивляют.
Странно, но во всем мире предпочитают устраивать бизнес-центры на окраинах, в непосредственной близи от скоростных трасс, а столичные предприниматели считают подобное местоположение непрестижным.
«Наш офис размещен на Кадашевской набережной, это важный фактор ведения бизнеса для моего начальства. Руководитель компании считает, что несолидно принимать партнеров по бизнесу в здании, из окон которого не виден Кремль», – рассказал менеджер Андрей.
Такое желание быть поближе к власти и губит – нет, не московских бизнесменов, а всех участников столичного движения. Центр Москвы хуже всего обеспечен парковочными местами. Бизнес-центры растут как грибы, вселяясь на территории бывших особняков или футуристически вырастая на набережных. И все хорошо, но машины тем, кто приезжает трудиться в новые светлые офисы, ставить негде.
Начальник отдела организации дорожного движения Центра исследований транспортной инфраструктуры Александр Кулаков рассказывает: «Есть определенный норматив Московских городских строительных норм, определяющий, что в коммерческо-деловых центрах, офисных зданиях и помещениях одно машино-место должно быть предусмотрено на 70–80 квадратных метров площадей в пределах Садового кольца и на 50–60 квадратных метров площадей за этими пределами. В ряде случаев в офисном здании в центре столицы, нельзя расположить большое количество парковочных мест, то есть с ситуацией ничего не поделаешь».
Приведенные цифры верны для построек, расположенных в удалении более 250 м от станций скоростного транспорта. Если метро, монорельс или легкое метро от офисного комплекса находятся дальше 600 м, то одно машино-место должно приходиться на 70 кв. м. Конечно, эти цифры – сумма не только площадей, занятых непосредственно сотрудниками компаний, учитываются и все технические помещения. Но все равно получается как-то мало, а если бизнес-центр средней руки и расположен на первом этаже какого-нибудь жилого здания, то клерки часто паркуют свои авто прямо на газоне, потому что больше деть их некуда. А приехать на работу, скажем, на Таганку из Зеленограда без собственной автомашины или умения телепортироваться часто не обойтись.
«Отчасти в такой ситуации виновата и недостаточно развитая система общественного транспорта Москвы, люди не могут добраться до работы только на метро», – говорит Александр Кулаков.
И хотя и ситуация понятна, и городские службы уже вполне оценили вклад проектировщиков бизнес-центров в развитие столичного транспортного коллапса, выхода пока никто не придумал. Более того, сейчас планируется строить новое офисное здание в Подколокольном переулке на Хитровке. Заявленная вместимость новостройки – 2500 мест, при этом планируется построить подземную парковку на 250 машин.
Решение проблемы есть, хотя и не утвержденное столичными властями. Александр Высоковский, кандидат архитектуры, генеральный директор некоммерческого фонда «Градостроительные реформы» считает: «Нужно собственников офисов стимулировать таким образом, чтобы они обеспечивали места посетителям на своей территории. Если не могут, пусть платят за это муниципалитету. На эти деньги городские власти построят муниципальные подземные парковки или примут какие-либо другие решения. Тогда появится возможность создать финансовую программу, за счет которой будет решаться эта проблема».