Сумма, потраченная на ремонт и реставрацию столичных дорог в 2007 году, составила почти 7 млрд. руб. Но, несмотря на огромные затраты, качество их существенно не улучшается. Колейность, постоянный ремонт и многие другие факторы, связанные с дорожным покрытием, влияют на количество аварий на дорогах и на образование пробок, считают столичные водители. По мнению экспертов, главные проблемы с дорогами в первую очередь связаны с соблюдением технологий и нехваткой квалифицированных кадров.
В феврале текущего года на расширенном заседании коллегии Минтранса первый вице-премьер Сергей Иванов привел статистику, из которой следует, что большинство российских дорог находится в очень плохом состоянии, сообщил Интерфакс. По его словам, федеральные трассы только на 40% своей протяженности соответствуют нормативам, и лишь 8% длины автодорог федерального значения имеют многополосную проезжую часть. Также он отметил, что из-за плохих дорог Россия ежегодно теряет более 1,8 трлн. руб. В столице сумма, запланированная постановлением правительства Москвы от 15 мая 2007 года за номером 384-ПП на ремонт дорог в 2007 году, составила почти 7 млрд. руб. Согласно документу на капитальный ремонт дорог столичные власти выделили 4,65 млрд. руб., на текущий ремонт было запланировано направить 2,31 млрд. руб.
Круглогодичный ремонт и реставрация московских дорог уже давно стали притчей во языцех среди столичных водителей. «Сколько бы ни говорили о том, что будут ремонтировать более качественно, дороги все равно остаются в том же состоянии», – говорит автолюбитель Виталий Котов. По словам специалистов компании ГУП «Доринвест», ремонтирующей и следящей за состоянием нескольких центральных столичных трасс, все работы проводятся строго по ГОСТам и высококвалифицированными специалистами. «Наше предприятие работает по строго установленным нормативам», – говорит один из специалистов организации.
Однако к мнению водителей присоединяются и эксперты. По их словам, нынешнее дорожное покрытие способно выдержать в ряде случаев только один сезон, хотя в советское время срок службы асфальтобетонного покрытия был до 5 лет. Основные проблемы с дорогами в первую очередь связаны с культурой работы, считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. «Недавно на научной конференции, на которой я присутствовал, этот вопрос обсуждался. Так вот, по мнению специалистов, которые там выступали, проблемы наших дорог заключаются в следующем: во-первых, в соответствии с ГОСТом отечественные битумы работают только до температур минус восемнадцать градусов. Как только температура переваливает за эту грань, появляются ломкость и хрупкость, – рассказал «НГ» Юрий Свешников. – Во-вторых, происходит постепенная потеря квалифицированных кадров. Многие вузы, которые раньше готовили специалистов, сокращают количество специальностей по технологии дорожного строительства, очень скоро может дойти до того, что у нас их попросту не останется». Как одну из причин такого состояния асфальтового покрытия он назвал так называемое карточное асфальтирование (вырезается плохой кусок дороги, а на его место заливается новый). «Я видел, как это делается в Европе, каждый этап прокладки выверен до миллиметра, – считает Юрий Свешников. – А когда во время дождя и снега что-то льют у нас, вопрос о качестве сразу отпадает».
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы полагают, что штрафы и лишение лицензии вполне в состоянии удержать недобросовестных подрядчиков. «Во-первых, фирмы должны переделать то, что они некачественно сделали, во-вторых, штрафные санкции, в-третьих, они могут попросту попасть в черный список предприятий и не допускаться до конкурса, – рассказали в пресс-службе департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. – У нас была одна фирма, которая не выполняла своих обязательств, в результате она была лишена лицензии». Эксперты считают, что крупным строительно-ремонтным фирмам попросту наплевать на штрафы. «В Москве, где богатые фирмы-подрядчики, на эти деньги могут не обращать внимания, – сообщил директор Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. – Нужны такие меры, чтобы они могли задуматься, стоит ли делать плохо, чтобы потом лишаться всего. На данный момент бороться с недобросовестными подрядчиками имеющимися средствами практически невозможно».
Легче всего застрять в пробках по вторникам и четвергам
Самые длинные пробки за 2007 год:
19.07. Участок МКАД от Пятницкого шоссе до ул. Профсоюзная. Длина составляла примерно 40 км. Причиной пробки стал перевернувшийся автомобильный поезд в районе Очакова.
16.08. Самая продолжительная пробка за 2007 год – она произошла из-за обрушения путепровода в районе 30–31-го км МКАД и длилась 13 часов.
2.11. Участок МКАД от Ярославского шоссе до Липецкой улицы. Из-за ДТП и большого скопления машин образовалась пробка длиной 68 км, которая продолжалась с 16.30 до 23.30.
13.11. Участок МКАД от Ленинградского до Варшавского шоссе. Из-за плохих погодных условий и большого скопления транспорта образовалась пробка длиной 64 км, которая продолжалась с 17.30 до 22.30.
Самые пробкоопасные дни за 2007 год в Москве – вторник, четверг.
Самые длинные пробки за первый квартал 2008 года:
25.01. Участок МКАД от Рублевского до Варшавского шоссе, пробка из-за плохих погодных условий длиной 27 км, которая продолжалась с 13.00 до 20.30.
31.01. Участок МКАД от Рублевского шоссе до Ясенева в обе стороны, пробка длиной 44 км образовалась из-за перевернувшийся фуры в районе Ясенева и большого скопления транспорта, продолжалась с 9.00 до 13.00.
28.03. Участок МКАД от Капотни до Осташковского шоссе, пробка из-за большого скопления транспорта длиной 32 км, продолжалась с 14.30 до 20.40.
В мире:
Одна из самых больших дорожных пробок за всю историю использования человеком автомобиля в Бразилии, общая длина автомобильных заторов составила 172 км. По оценкам специалистов, в пробке находились 3,5 млн. человек.
Одна из самых больших дорожных пробок за всю историю использования человеком автомобиля из-за гололеда в Нидерландах, образовались заторы 975 км.
Одна из самых больших пробок в мире: Франция, трасса А-7, 31 июля 2004 года, 350 км (треть всей протяженности Франции).
Самая большая пробка в России: трасса Ростов–Москва, 3 февраля 2005 года, 300 км (почти десятая часть всей протяженности России с юга на север).