0
4039
Газета Москва Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Маятниковые волны

Тэги: миграция


миграция Электрички – самый популярный транспорт для работающего в Москве жителя Подмосковья.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

Ехать с утра на работу – как серфинг, если, конечно, вы начинаете трудовой день в 9–10 часов утра. Людское море колышется в электричках, вагонах метро, автобусах. Особенно тяжело не захлебнуться в нем тем, кто едет из Подмосковья.

Многие москвичи очень негативно относятся к тому, что их коллеги – жители городов Долгопрудного, Серпухова или Подольска. Почему? Пусть работают у себя дома и нам жить не мешают – к сожалению, именно таково усредненное мнение.

Если задаться вопросом, сколько людей совершают ежедневные поездки, можно прийти к очень интересным выводам. Специально для описания подобного явления социологи ввели термин «маятниковая миграция». Каждое утро жители области с неотвратимостью маятника движутся в Москву, покидая ее вечером такой же организованной волной. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производств и прочих мест приложения труда и расселения людей. Особенно развито это явление в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах, таких как Москва.

Плюс у маятниковой миграции один – возможность выбирать работу по душе вне зависимости от места жительства, для города, впрочем, тоже есть преимущество: жители области охотно устраиваются на те вакансии, которые москвичи обходят вниманием. Минусов этого явления, как ни печально, достаточно: прежде всего возникающие проблемы с транспортом, который не справляется с перевозками. Соответственно, приезжающие на личных автомобилях жители Подмосковья вносят свой вклад в загрязнение воздуха выхлопами.

Считается, что активно маятниковая миграция стала развиваться в 90-е годы прошлого века, когда большая часть градообразующих предприятий Подмосковья (в том числе и военных) оказалась закрыта или обанкрочена. Тогда жители области отправились в столицу, готовые заниматься абсолютно любой работой. В этот период специалисты насчитывали, согласно данным, опубликованным в Решении Столичной коллегии от 1 февраля 1999 года, примерно 700 тыс. человек, отправлявшихся каждое утро на работу в Москву. По тем же данным, 200 тыс. москвичей шли против потока, выезжая за город с теми же целями.

Сейчас, как сообщили корреспонденту «НГ» в Федеральной службе государственной статистики, цифры остались примерно теми же: по данным за 2007 год, 670 тыс. обитателей Подмосковья выезжают работать в столицу, а вот покидают мегаполис только 50 тыс. человек.

С последней цифрой не согласен начальник отдела информации Службы занятости населения города Москвы Андрей Гринберг.

«Реальных оценок маятниковой миграции мало. Как правило, называют такие цифры: 750–700–800 тыс. человек – жители Подмосковья, работающие в Москве. Также, по нашим данным, 250 тыс. москвичей трудятся в Подмосковье. Отследить, кто эти люди и на каких предприятиях работают, практически невозможно. Для этого необходимо поднимать статистику каждой компании, а такие данные нигде не учитываются. Представляете объемы работы?» – говорит он.

«НГ» обращалась за уточнениями к транспортным службам, но их данные тоже не отличаются точностью. Сотрудница пресс-службы Московской железной дороги сообщила, что точно можно посчитать только общий пассажиропоток. «Разграничить жителей Москвы и области невозможно, разве что только прописку спрашивать. Пассажиропоток известен: мы перевозим примерно от 1,5–2 миллиона человек в сутки. Из них почти 1 миллион приходится на движение между Москвой и областью. Большая часть этого миллиона – жители области, двигающиеся по утрам в город, по вечерам – в Подмосковье».

В ГУП «Мострансавто», занимающемся пассажирскими автобусными перевозками по Московской области, подобных данных тоже нет. Начальник Управления пропаганды ГИБДД ГУВД Игорь Колосков отметил, что ведомство не занимается подобным учетом: «Такие данные получить практически невозможно».

Более или менее точные данные можно извлечь из сводок метрополитена. По данным специалистов подземки, метро оказывается загруженным сильнее всего, естественно, в промежуток между 8 и 9 часами утра. Причем самыми загруженными являются те ветки, которые стыкуются со станциями пригородных поездов или автовокзалами: Таганско-Краснопресненская (1449,2 тыс. человек в сутки), Калужско-Рижская (1399,4 тыс. человек) и Замоскворецкая (1362 тыс. человек).

Получается, что учет маятниковой трудовой миграции никто не ведет.

«Приблизительные оценки можно экстраполировать из сведений по высвобождению кадров (увольнению). С помощью этих данных можно узнать, сколько в Москве уволено жителей Подмосковья. Например, всего за 2007 год собирались уволить 17,4 тыс. человек. Из них жителей Подмосковья – фактически 1/5 часть. Можно сделать определенные выводы», – делится Андрей Гринберг.

По данным Московской службы занятости, в Москву приезжают 700 тыс. человек только на работу. А ведь есть те, кто приезжает на учебу, с туристическими или бытовыми целями.

Неужели в Подмосковье негде работать? Рабочие места, конечно, есть, даже филиалы крупных фирм и сетевых магазинов или банков. Но платят в филиалах меньше, чем в столичных отделениях.

«Давайте считать, – призывает Андрей Гринберг. – Средняя московская зарплата выше областной примерно на 10%, то есть получается в среднем 30 тысяч рублей против 20 в Подмосковье. На дорогу уходит значительно меньше, не больше 2 тысяч рублей, а силы – вещь нематериальная, поэтому не учитываются».

Московские зарплаты – первая причина, притягивающая жителей Подольска или Люберец в столицу.

«В Москве огромное количество сфер приложения труда, то есть вакансий. Только в нашем банке свыше 140 тысяч свободных вакансий. На открытом рынке труда еще 50–70 тысяч вакансий, о которых нам не сообщают. Это большая величина для соискателей работы. Заполнить все эти вакансии силами москвичей невозможно – не настолько сильна безработица в столице», – рассказывает Андрей Гринберг.

А ведь столица привлекает не только жителей ближнего Подмосковья. Часть «трудовой» волны составляют и жители России, и даже СНГ, снимающие жилье в области, потому что так дешевле, и работающие в мегаполисе, потому что там больше платят.

«В Подмосковье есть вакансии, никто не спорит, но, как правило, они находятся в тех местах, где нет достаточных человеческих ресурсов. А ведь из Клина в Егорьевск работать не поедешь – это совсем неудобно, а в Москву – почему бы и нет», – говорит Андрей Гринберг.

О москвичах, отправляющихся работать в область, мы практически ничего не знаем. Даже примерное их число колеблется у разных экспертов. Много жителей столицы заняты в службах московских аэропортов, расположенных в Подмосковье, – «Шереметьево» и «Домодедово», часть ездит на крупные промышленные предприятия, расположенные в Подмосковье, например, на сталелитейный комбинат в Ступине или ломоперерабатывающий завод в пос. Некрасовка. Как правило, для этих сотрудников работодатели нанимают автобусы или другие виды корпоративного транспорта.

С маятниковой миграцией активно борются в Восточном административном округе Москвы. Там разработан проект создания общественных центров, в которых будут сосредоточены не только продовольственные и промтоварные магазины и кинотеатры, но и театры и спортивные комплексы. Рядом будут сформированы зоны, где разместятся технологические предприятия, дающие порядка 10–15 тыс. раб. мест. «Получается, что люди могут работать в качестве персонала в этих центрах, там же они могут купить необходимые продукты, одежду, мебель и т.д., сходить в кино и театр. Для всего этого не нужно будет выезжать в другие районы города, что сократит маятниковую миграцию», – делится планами пресс-секретарь префекта ВАО Андрей Иванов.

Эксперты считают, что особой проблемы в маятниковой миграции нет. Ни один мировой мегаполис с этой проблемой не борется. Аустерлицкий вокзал Парижа, например, еще более переполнен, чем любой из московских. Значит, не жителей Подмосковья нужно заставлять работать по месту жительства, а просто совершенствовать транспортную систему. А может, нужно начать просто с изучения вопроса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1136
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1181
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
527
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
778

Другие новости