У электромобилей есть масса преимуществ: эксплуатация их движков гораздо выгоднее, топливо обходится дешевле, и вредных выхлопов нет. Однако сами машины стоят дороже, плохо приспособлены к суровому климату, да и ГИБДД выдавать номера этим машинам отказывается. Несмотря на это, Москва выделяет 135 млн. руб. на развитие практического использования электромобильной техники.
Идея развивать в столице электромобильный транспорт возникла в марте прошлого года. В Европе преимуществами электромобилей давно заинтересовались городские власти – общественный транспорт и автопарк служб ЖКХ там почти весь на электрической тяге. Самый большой плюс – отсутствие вредных выхлопов. К тому же электродвигатель проще ремонтировать, а зарядка батарей обходится дешевле бензина.
Леонид Липсиц, руководитель департамента транспорта и связи города Москвы, заявил, что первые попытки создать отечественный электротранспорт предпринимались еще в 60–70-х годах прошлого века. Тогда были созданы «уазики» и «рафики» на электротяге. Они были ненадежными, плохо обогревались и по скорости и пробегу уступали своим собратьям с двигателями внутреннего сгорания. В середине 90-х в Тольятти и в Нижнем Новгороде снова предпринимались попытки создать электромобили. Были созданы образцы, но дальше этого дело не продвинулось.
Сейчас же решено всерьез заняться этим транспортом – у него нулевой выхлоп, что для загазованной Москвы очень даже важно. Простые жители вряд ли будут покупать машины за 80 тыс. евро. Поэтому первые электромобили будут муниципальными. В качестве образца столичные власти выбрали итальянский город Турин. Там ходят электробусы, которые ночью заряжают контактным способом. При падании заряда до 80% батареи будут заряжаться бесконтактным индукционным способом. Происходить это будет на конечных остановках, а времени займет всего лишь 5–10 минут.
Первые российские электромобили должны появиться в следующем году. Пока же выделено 135 млн. руб. на развитие электротранспорта. Из них 114,5 млн. руб. будет потрачено на приобретение электромобильной техники, 20 млн. руб. – «на проектно-изыскательские работы». Стоимость одного электробуса достигает 350 тыс. евро. Мэр Лужков предложил закупать за рубежом двигатели и батареи и ставить их «на дешевые отечественные шасси». И для начала опробовать эту систему на «одном из городских хозяйств». Вполне возможно, это будут автомобили, развозящие хлеб из пекарен.