Демонтировать будут не только так называемые «ракушки», но и обычные плоскостные гаражи
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
В программу строительства гаражей, раскритикованную мэром Москвы Юрием Лужковым два месяца назад, внесли изменения. Теперь строительство гаражей признано «приоритетным», разработали четыре типовых проекта, а финансирование программы будут увеличивать – ежегодно на программу будет выделяться по 3 млрд. руб. Машино-место горожанам обойдется в 200 тыс. руб.
Городская целевая программа по строительству гаражей-стоянок на период 2008–2010 годы наконец-то окончательно оформилась. Напомним, что ее представили на рассмотрение в правительство Москвы несколько недель назад. Однако ни содержание программы, ни ее выполнение мэра Лужкова не устроили. Первому заместителю руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константину Королевскому, возглавляющему проект, были предъявлены претензии и даже сделано предложение, «раз на все сил не хватает», выбрать, чем ему будет удобнее заниматься – столичной недвижимостью за пределами города или гаражным строительством. 25 марта Королевский представил новый, доработанный проект программы, в котором «учтены все замечания».
Долгой дорогой решений
С проблемой отсутствия цивилизованных гаражей при постоянно увеличивающемся автопарке Москва вплотную столкнулась еще в девяностых годах прошлого века. В 1997 году появилась целевая городская программа по гаражному строительству. Администрация города выделяла участки и организовывала конкурсы на строительство гаражей. Выигрывал конкурс тот инвестор, который приносил городу максимальную прибыль. Привело это к тому, что гаражи стали стоить слишком дорого и их перестали покупать.
К 2005 году возникла идея частичного обеспечения москвичей гаражами без накруток для города и инвесторов. Строить решено было в спальных районах, в местах сложившейся застройки, или на тех участках, которые долго не осваивал инвестор. Программу назвали «Народный гараж». Предполагалось, что рядовому горожанину гараж обойдется в 2–2,5 тыс. долл. Выглядела программа так: желающие получить гараж объединяются в товарищество, собирают деньги и получают право инвестироваться в строительство на бесконкурсной основе. Префектура готовит адресные списки участков для строительства. В контракте, который товарищество подписывает с правительством города, количество гаражей должно было соответствовать количеству участников и жестко фиксировались сроки строительства. Если мест в гараже оказывалось больше, то их можно было продавать по коммерческой цене с обязательством перечисления 5% прибыли в бюджет города. Участникам программы дали много льгот: на арендную плату за землю, на подключение к коммуникациям, не требовалось выкупать само право аренды. Однако программа провалилась.
Пешеходный протест
По словам Константина Королевского, затормозили «Народный гараж» и гаражное строительство в целом протесты жителей. Против народных гаражей возражали жители, у которых нет автомобилей: гаражи предполагалось строить поблизости от домов, и соседи не хотели терпеть стройку так близко. Таких случаев, когда работы на площадке приходилось останавливать, по словам чиновника, было несколько десятков – при том, что всего в программе было 87 адресов. Всего же, по информации правительства Москвы, с 1994 по 2007 год в городе введено в эксплуатацию 1228,8 тыс. машино-мест. Из них в прошлом году – 120 тыс. И хотя в целом – даже при учете постоянно возрастающего количества автомобилей в городе – обеспеченность машино-местами повысилась с 38 до 47%, до совершенства еще далеко. Для достижения установленного генеральным планом 70-процентного показателя обеспеченности местами (с учетом прогнозов возрастания автопарка) необходимо построить дополнительно 1,7 млн. машино-мест.
Лужков посчитал, что существующими темпами гаражное строительство может продлиться не один десяток лет. Программа, предложенная Королевским изначально, была раскритикована. Последнему дали несколько недель для внесения необходимых изменений, чтобы сделать программу действительно эффективной.
Гаражи – в приоритете
В результате программа получила статус «приоритетной» – то есть строительство гаражей теперь так же важно для города, как строительство учреждений образования и здравоохранения. Увеличено финансирование – теперь ежегодно на программу будет тратиться по 3 млрд. руб. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы совместно с Москомархитектурой и префектурами к третьему кварталу 2009 года должен сформировать и утвердить адресные перечни земельных участков для осуществления гаражного строительства на территориях сложившейся застройки районов Москвы, не подлежащих комплексной застройке и реконструкции. К тому же сроку департамент обязался ввести в эксплуатацию не менее 10 первоочередных гаражей-стоянок, строящихся по инициативе жителей. Для изыскания средств чиновник предложил провести инвентаризацию всех уже построенных, но не проданных гаражей и выставить их на аукционе.
Уже сейчас разработаны и приняты четыре типовых проекта легковозводимых многоэтажных гаражей. Строить их собираются на местах, где сейчас располагаются плоскостные гаражи. Нормативы гаражного строительства, по словам Королевского, сейчас разработаны на уровне жилищного, поэтому горожане могут не бояться – это будут качественные постройки. Ширина машино-места будет не менее трех с половиной метров, прямых выездов на магистрали не будет, в каждом гараже обязательно предусмотрят связь с администрацией. 10% мест будет приспособлено для инвалидов. Стоимость машино-места в таких гаражах составит около 200 тыс. руб.
Для «уменьшения бюрократии» чиновник предложил полномочия по строительству некапитальных объектов гаражного строительства площадью до 5 тыс. кв. м передать напрямую префектурам. А в качестве примера того, как можно эффективно решать проблемы, привел поступок префекта Южного административного округа Юрия Буланова, один из заместителей которого отвечает исключительно за гаражное строительство. Однако доходным для города строительство гаражей не станет – предполагается, что вернется лишь 70% вложений.