В Москве планируют построить 10 мусоросжигательных заводов (МСЗ) – по числу административных округов. После этого, как полагают, проблема твердых бытовых отходов (ТБО), которых ежегодно в столице образуется свыше 4 млн. тонн, будет решена раз и навсегда. Их перестанут складировать на свалках Подмосковья, направляя в печи. Москва готова выделить более 3 млрд. долл. на строительство МСЗ, оснащенных современной импортной техникой. Ни один город в мире не имеет более двух таких заводов...
В Москве априори считается, что сжигание – это единственный метод решения проблемы ТБО. А раз других методов вроде бы нет, значит, остается строить мусоросжигательные заводы. Таково краткое обоснование технической (и экономической) политики, проводимой для решения глобальной проблемы городских отходов. Однако эта централизованная политика в системе обращения с отходами в столице противоречит мировому опыту.
В европейских странах создана развитая индустрия переработки и использования вторсырья на базе организации раздельного сбора компонентов ТБО. Создана и развивается система специализированных производств по сортировке, термической и биотермической переработке отходов, по переработке вторсырья. На всех стадиях обращения с ТБО используют сепарацию, изменяющую качественный и количественный состав потоков отходов. Сжиганию подвергают лишь часть ТБО (в основном ту фракцию, из которой удалены как ценные, так и опасные компоненты). Это существенно снижает затраты на создание и функционирование весьма дорогостоящих объектов, повышает экологическую безопасность производства.
Можно констатировать: в цивилизованном по отношению к отходам мире ТБО управляют по критериям ресурсосбережения и экологической безопасности. Вопросы минимизации количества захораниваемых и сжигаемых отходов начинают решаться на стадии сбора ТБО – за счет выделения ресурсов, пригодных для вторичного использования, а также опасных компонентов.
В нашем случае уже на стадии обсуждения вырывают один из элементов управления ТБО– сжигание, оставляя за кадром остальные – сбор, удаление, сортировку, утилизацию, захоронение. И при этом утверждается, что это самый прогрессивный путь развития!
Несложный расчет показывает, что десятью МСЗ в атмосферу ежечасно будет выбрасываться около 2,5 млн. куб. м обескислороженных дымовых газов – из расчета 5–6 тыс. куб. м газа на тонну сжигаемых ТБО. Поскольку производство непрерывное, ежесуточно будет выбрасываться 60 млн. куб. м газа. Известно, что такой газ жизнь не поддерживает. Будучи более тяжелым, чем воздух, он вытесняет его из приземного слоя атмосферы, неизбежно оказывая негативное влияние на здоровье.
Неслучайно в странах ЕС практикуют постоянный мониторинг здоровья населения, проживающего в зоне действия МСЗ. В Москве, к сожалению, этого нет, а предложение ассоциации «Мусорщики Москвы» включить такой пункт в Закон «Об отходах производства и потребления г. Москвы» был на стадии обсуждения закона в Мосгордуме отклонен. Как было отклонено и предложение предусмотреть обязательность селективного сбора таких опасных компонентов ТБО, как отработанные батарейки, люминесцентные лампы, аккумуляторы, электронный лом и т.п., – с целью предотвращения их попадания в мусоросжигательную печь.
Сторонники идеи мусоросжигания такого рода доводы игнорируют (а быть может, и не понимают) и представляют исключительно газоочистку гарантией безопасности сжигания ТБО, панацеей от всех бед. А ведь при функционировании МСЗ всегда происходят внеплановые (сверхнормативные) выбросы вредных веществ, если нет подготовки ТБО к сжиганию, если нет предварительной сортировки отходов. Выходит, что массовое строительство МСЗ рискует обернуться серьезным негативным влиянием на окружающую среду и жизнь города – прежде всего из-за огромного объема выбрасываемых в атмосферу обескислороженных (и к тому же теплых) газов.