Около 70% территории столицы, по некоторым оценкам, находится в зоне шумового дискомфорта. Чтобы как-то облегчить жизнь горожан, в октябре прошлого, 2007 года была принята Концепция снижения уровня шума и вибрации в городе Москве. Необходимость документа очевидна. Сейчас проблемой шума озадачены сразу несколько ведомств: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Роспотребнадзор и еще ряд служб.
Московский шум складывается из автомагистралей, самолетов, поездов, строек, не прекращающих работу ночью. Все вместе это не только раздражает жителей, но и существенно вредит их здоровью – и, что совсем плохо, исподтишка: шум влияет в первую очередь на нервную систему человека и отражается на слабых местах организма.
Шум в городе неизбежен. От потоков машин и строительства деваться некуда, и единственное, что могут предложить власти, – изолировать москвичей от причин повышенного звукового фона. К сожалению, особенно трудно выполнить эту задачу в центре Москвы, где мешают не только сложившаяся планировка, но и точечная застройка. По мнению специалистов, корни проблемы шума уходят в 1970-е годы, когда город только формировался. Проблема повышенного звукового фона в городской черте поднималась сотрудниками Генплана уже тогда, но серьезно к подобным вопросам никто не относился. «Если бы борьбой с шумом в Москве озаботились лет 30 назад, то нам бы не пришлось сейчас решать эту проблему просто потому, что ее не было бы», – сетует и.о. директора ГПУ «Мосэкомониторинг» Полина Захарова.
Защитить жилые дома и зоны отдыха от шума гораздо проще в новых районах, которые только проектируются с привлечением специалистов по шумозащите. Гораздо сложнее пытаться что-то сделать на территориях сложившейся застройки.
К сожалению, мер, которые можно принять в борьбе с шумом, не так много. Вдоль трасс можно ставить шумозащитные экраны, но эта мера годится только для районов с малоэтажной застройкой, потому что полностью прикрыть многоэтажку экраном нельзя. В идеале каждая квартира в таком мегаполисе, как Москва, должна быть оборудована стеклопакетами, но далеко не все жители столицы могут позволить себе такое удовольствие. Сейчас, в рамках реализации Концепции снижения уровня шума, идет речь о том, чтобы оснастить квартиры социально необеспеченных категорий населения стеклопакетами за счет бюджета.
Правда, как отметил начальник отдела акустических расчетов и измерений Научно-исследовательского и проектно-изыскательного института экологии города Валерий Любельский, далеко не каждый стеклопакет может проходить по категории шумозащитных. «В санитарных нормах прописано, что защита от шума должна обеспечиваться при условии нормативного воздухообмена. Значит, шумозащитным может считаться то окно, которое обеспечивает проветривание в закрытом положении. А любой стеклопакет с открытыми створками ничем не отличается от обычного окна».
Разрабатывается и специальная категория шумозащитных домов, которые планируется размещать вдоль автотрасс. Основной секрет такого дома – планировка квартир. Например, в трехкомнатной квартире две комнаты должны быть обращены во двор, а на улицу с оживленным движением могут выходить холл, кухня или гостиная.
. Например, для автотрасс разработано специальное антишумное покрытие, а при его укладке применяются технологии, позволяющие избежать стыков и швов, что тоже снижает уровень шума. Такой комплекс мер дает возможность снизить уровень шума на 4 децибела. А на обычной московской автомагистрали шум достигает 70–80 децибел. Разница очевидна.
Все рассказы про благополучные и неблагополучные с точки зрения шумозащиты районы – миф.
«Наиболее комфортные территории, конечно, – лесопарки, но жилья там, как правило, нет. Распределение уровня шума не зависит ни от округа, ни от управы, оно одинаково в среднем по городу. Автотрасса дает один и тот же уровень шума, вне зависимости от территориальной принадлежности. Стройка – тоже», – рассказывает Полина Захарова.
Больше других не повезло, пожалуй, только жителям примерно 40 районов на периферии Москвы, прилегающих к территориям столичных аэропортов. Там уровень шума превышает все возможные нормы, а про сбрасываемый самолетами керосин можно просто не говорить. Официально полеты над Москвой запрещены, но по ряду причин пилоты периодически меняют утвержденные маршруты. Сейчас Акустическая служба заканчивает создание автоматической лаборатории, позволяющей выделить авиашум из общего городского фона. Эту информацию предоставят Роспотребнадзору, который будет оказывать влияние на аэропорты.
Акустическая служба принимает и заявки на проверку строек, работающих круглосуточно. Обычно для проведения таких работ нужно специальное разрешение, но нередко подрядчики предпочитают работать без него. Специалисты службы выезжают по указанному адресу, проверяют, есть ли разрешение, а ночью измеряют уровень шума, который не должен превышать 50 децибел. Ограничивать по шуму стройки, функционирующие в дневное время, смысла не имеет.
Так, например, специалисты Объединенной административно-технической инспекции за 2007 год зафиксировали 524 случая ночного строительства, которое разрешается префектурой округа только в особых случаях. В результате за прошлый год такие нарушения облегчили карманы строителей на сумму свыше 7 млн. руб., именно столько штрафов было выписано.
Пожаловаться на повышенный уровень можно, позвонив на «горячую линию» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по телефону – (495) 605-85-62.
Работу Акустической службы оплачивает правительство Москвы, поэтому жители столицы могут пользоваться ее услугами бесплатно. Плохо только, что далеко не каждый москвич знает о возможности пожаловаться. Полина Захарова отметила, что в Москве не помешала бы социальная реклама, касающаяся шумозащитных мероприятий.
Пока же большинство жителей столицы предпочитают или не обращать на шум внимания, или пользоваться истинно народным средством – берушами.