Иногородние студенты Московского технико-экономического колледжа живут не на десяти, а на трех этажах.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Москва строит новые студенческие общежития. Однако в уже имеющиеся здания иногородним студентам заселиться все сложнее – нет мест. Между тем целые этажи занимают мигранты. Жаловаться лично студенты на это боятся – опасаются, что выселят. Анонимные жалобы инстанции не рассматривают. А Рособразование и вовсе отрицает, что в общежитиях есть какие-то нарушения.
В Москве 108 вузов, у которых есть 118 общежитий. Всего в этих общежитиях проживают 68 тысяч иногородних и иностранных студентов. Сейчас в городе возводится 10-этажное общежитие для студентов Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. Кроме того, идет проектирование еще одного общежития на тысячу койко-мест в Измайлове. Реконструируются и старые корпуса – вместо шести шестиэтажных строений, принадлежащих Московскому энергетическому университету, вскоре появятся два больших семиэтажных здания. Но улучшит ли положение студентов строительство новых зданий? Многие уже существующие общежития превратили в «гостиницы для мигрантов». Молодежная палата при Мосгордуме провела «полуподпольные» рейды в 10 общежитиях, откуда поступило больше половины жалоб. Проверки показали множество случаев «нецелевого» использования жилых комнат: целые этажи были заняты людьми, некоторые из них не знали даже русского языка, не то что не были студентами. По результатам этой проверки результаты были подведены на заседании трех комиссий Мосгордумы: по науке и образованию, по безопасности, по физической культуре.
Председатель комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович сказал, что общежития, в которых проживает кто-то кроме студентов, становятся криминогенными центрами. Там нарушаются санитарные и противопожарные нормы. Это подтверждает и ГУВД Москвы. По их данным, в прошлом году в столице было выявлено 45 тыс. нарушений правил использования общежитий. К примеру, совсем недавно в общежитии Московского педагогического государственного университета была обнаружена большая группа проживающих там выходцев из азиатских стран. Эти данные подтверждает и представительница московской прокуратуры Ольга Вилкова, по мнению которой нарушения носят настолько массовый характер, что бесполезно даже перечислять конкретных нарушителей. Представитель управления Федеральной миграционной службы по городу Москве Николай Азаров сообщил, что только в то утро, когда состоялось заседание, его служба обнаружила 163 турок в общежитии Российского государственного геологоразведочного института на улице Волгина.
Однако две инстанции, которые отвечают за общежития, Рособразование и Росимущество, признавать проблемы отказываются. Комиссия Рособразования по проверке общежитий никаких особых нарушений не нашла. А представитель Федерального агентства по образованию Виктор Стулов, присутствовавший на заседании, заявил, что в общежитиях проживают исключительно студенты или штатные работники вузов. При этом вуз вправе сдавать (с ведения Росимущества, владельца общежитий) нежилые помещения сторонним организациям. Например, помещение столовой сдается фирме, обеспечивающей питание студентов. И делается это, по словам чиновника, исключительно законно. Позиция Росимущества в «проблеме общежитий» еще более спорная.
Как корреспонденту «НГ» объяснил президент Всероссийского фонда образования РФ Сергей Комков, чтобы в общежитиях жили только студенты, этим должны заняться контролирующие органы. «Студенту жаловаться накладно и неудобно, он все равно окажется крайним. Этой проблемой должны заниматься в Рособрнадзоре. Сейчас эта организация занимается только лицензированием и аккредитацией вузов, а должна следить и за учебным процессом. Кроме того, к этой проблеме нужно подключать и студенческие профсоюзы, и совет ректоров, и правоохранительные органы – по каждому факту нужно возбуждать уголовное дело, ведь это прямой материальный ущерб государству, – говорит Комков. – А кроме того, это нужно включать в нацпроект. Не бегать и раздавать компьютеры – проследить, чтобы у студентов была возможность учиться».
Кто сильнее, тот и прав
За примером далеко ходить не нужно. История с общежитием Московского технико-экономического колледжа, готовящего специалистов для зерноперерабатывающих предприятий, началась не сейчас, не год назад, а, как и многое в нашей стране, с распадом Советского Союза. Само здание было построено в 1955 году. Это десятиэтажный «сталинский» дом в форме буквы «П», средняя часть которого – общежитие на 650 студентов, первый этаж занимал красный уголок, помещение для дискотек и собраний. Во дворе стояло здание постирочной с душевыми – отдельно для мальчиков и девочек. Но так было до начала 90-х годов. Сейчас студенты колледжа, а он, кстати, очень популярен не только среди москвичей, пробираются в свой временный дом на лифте только до восьмого этажа и дальше до десятого пешком. Почему? Это длинная и почти невероятная цепь событий, уходящая в далекое прошлое.
В советские времена здание общежития стояло на балансе Министерства заготовок СССР, потом было передано в ведение Министерства заготовок РСФСР, далее – Государственному комитету по хлебопродуктам в составе Министерства торговли и материальных ресурсов России, ставшему в 1992 году негосударственной корпорацией Росхлебопродукт. Таким образом, государственная собственность попала в руки коммерческой фирмы. Росхлебопродукт же передал права управления зданием Государственному комитету по управлению государственным имуществом. Колледж сначала находился в ведомстве Министерства образования России, а в 2005 году его принял под свое крыло Департамент образования города Москвы. Так получилось, что зданием общежития управляет Госимущество, ставшее сейчас Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Потери же начались еще тогда, когда зданием номер 50–52 на Щербаковской улице управлял Государственный комитет по хлебопродуктам, числившийся балансодержателем общежития.
Сначала колледж потерял красный уголок. На его месте обосновался магазин. Потом студентов лишили второго этажа, оставив там только вахту и изолятор. Остальные помещения балансодержатель передал Центральному НИИ технологии и информации хлебопродуктов, распространившемуся и на 3-й и 4-й этажи.
«Не было никаких приказов и нормативных актов, – рассказывает корреспонденту «НГ» директор Московского технико-экономического колледжа Анатолий Горшунов. – Знаете, все решалось по телефону исходя из того, кто выше стоит и сильнее». 5-й этаж отдали фирме «Коммерческое зерно», Всероссийскому отраслевому научному обществу и еще каким-то конторам. Если появление учреждений и фирм, хоть как-то связанных с зерноперерабатывающей промышленностью, еще объяснимо, факт появления несколькими годами позже на территории общежития частных жилых квартир вызывает недоумение.
«Колледжу было высказано вышестоящими органами, что 2, 6 и 7-й этажи общежития находятся в плохом состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Этот ремонт осуществлял балансодержатель, после завершения всех необходимых процедур на этих этажах появились новые арендаторы и часть помещений была переделана под частные квартиры. Я даже не знаю, что это были за фирмы», – сетует Анатолий Горшунов.
Из пустого в порожнее
За годы борьбы за общежитие, которую ведет директор Московского технико-экономического колледжа, было разное. Колледж оплачивал коммунальные услуги за всех арендаторов, выставляя им счета, за свои деньги ставил отдельные счетчики электроэнергии. Госимущество подавало в Арбитражный суд иск о неуплате колледжем арендной платы, несмотря на четкий законодательный запрет одному бюджетному предприятию делать выплаты такого рода другому. Суд чиновники, отвечающие за государственное имущество, проиграли. Договор на коммунальные услуги по общежитию на 2006 год был согласован и подписан только в середине декабря 2006 года.
«Я написал письмо Росимуществу, в котором обещаю в случае выселения студентов из общежития собрать митинг под окнами ведомства. Пока помогает», – делится Анатолий Горшунов. Директор успел перепробовать все способы воздействия на чиновников. «Я обращался еще к Ельцину, в аппарат президента РФ, в Госдуму, в Московскую Думу, в Росимущество. Пока все бесполезно», – говорит он.
А в общежитии на этажах, принадлежащих пока студентам, уютно и чисто – как дома. Да для них на время учебы эти стены и являются домом.