Бывает такое, на бумаге все прекрасно, а между реальностью и бумагой – непреодолимая пропасть. На заборе Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных висит табличка, информирующая о начале работ по усилению строительных конструкций. Дата окончания работ тоже указана – 2006 год. Получается, что работа уже вроде бы и закончена, но она и не начиналась.
Внутри школы – пустые каменные стены, недостающие перекрытия, нет намека на пол и потолок, сквозняки. Мать одного из учеников Гнесинки Ольга Орлова остроумно отмечает: «Нам неоднократно предлагали сдавать школу в аренду «Мосфильму» для съемок фильмов вроде «Сталкера» или «Блокадного Ленинграда».
Здание школы на улице Знаменка было признано аварийным еще 7 лет назад. «Началом этой долгой истории мы считаем август 2000 года, когда в стенах школы прошло выездное заседание правительства Москвы во главе с Юрием Лужковым. Было принято решение о том, что школе нужен современный комплекс», – рассказывает директор школы им. Гнесиных, заслуженный артист России Михаил Хохлов.
Правительство Москвы предложило не только отремонтировать имеющиеся площади, но и расширить территорию школы. Так появился красивый проект, по которому в состав школы входило 5 зданий, объединенных атриумом под стеклянной крышей, где должен был располагаться концертный зал. Дальше последовали три года затишья.
В 2004 году было принято еще одно постановление правительства Москвы №544-ПП, регламентирующее реставрационные работы Гнесинки. В 2005 году группа именитых выпускников школы обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой повлиять на городские власти и начать ремонт. Президент дал поручение председателю правительства Михаилу Фрадкову и градоначальнику Юрию Лужкову Пр-1862 от 27.10.2006 года.
Последней каплей стало неофициальное сообщение жильцов дома, предназначенного после реставрации стать общежитием для учеников Гнесинки, о том, что здание собираются пустить с молотка. Родители решили организовать митинг, и в выходной день 24 февраля примерно 150 человек собрались в сквере перед затянутой зеленой сеткой Гнесинкой.
Митинговать к МССМШ пришли не только взрослые, но и дети. В оранжевых касках с надписью «В защиту Гнесинки», почему-то даже радостные, они скандировали речевки и поднимали в воздух плакаты с лозунгами, за которыми явно прослеживалась взрослая логика: «Руки прочь от Гнесинки!», «Где вы, слуги народа?», «Сколько можно терпеть?».
К тому же дело не только в прекрасных «намоленных» стенах, откуда вышли сотни выдающихся музыкантов. Есть еще и банальное неудобство. После закрытия школы на ремонт для занятий был выделен флигель, примыкающий к зданию Гнесинки на Знаменке, и еще два помещения – в Гостином дворе и на Сретенке. Теперь школьники весь учебный день перемещаются между этими тремя точками.
«Маленьких детей приходится возить родителям или бабушкам, – говорит Ольга Орлова. – Если такой возможности нет, то ребенка просто не отдают в Гнесинку, несмотря на талант и перспективы».
«Получается неразбериха с занятиями – они все назначены на разное время, – жалуются девятиклассницы Алина и Софья. – К тому же половина дня уходит на дорогу».
«Мой педагог вообще запретила мне заниматься в здании на Сретенке, потому что там отвратительная акустика. Я езжу к ней домой. Но это не самое страшное, нам вообще в туалете приходилось заниматься», – смеется флейтистка Женя.
Однако найти место Гнесинке не так легко. «Школа – государственное учреждение и не может выбирать, где базироваться. Но высокий профессиональный уровень учеников школы зависит от преподавателей Московской консерватории. Если перенести школу в какой-нибудь отдаленный район, преподаватели консерватории не смогут проводить занятия в Гнесинке», – объясняет Михаил Хохлов.
И хотя в школе им. Гнесиных до сих пор реставрация так и не началась, директор учебного заведения регулярно присутствует на совещаниях правительства Москвы.