Уличная торговля все еще продолжает процветать в городе.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Борьба с уличными торговцами на московских улицах кокетливо откладывается, потому что чиновникам, как всегда, не хватает законов. Глава Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Малышков признал, что серьезных шагов в борьбе с несанкционированной торговлей сделать просто не может. Однако может проконтролировать цены на продовольствие и утверждает, что после того, как будет снята заморозка цен на федеральном уровне, столичные власти продолжат политику сдерживания.
Уповать на закон
Масштабно бороться с уличными торговцами пиратскими дисками в столице пока не собираются. Как объяснил на пресс-конференции 20 февраля глава Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Малышков, причина в отсутствии должного законодательства. Он уточнил, что сейчас существует около 600 подзаконных актов, имеющих отношение к этой сфере, но они разрозненны и нередко противоречат друг другу. Это недоумение мешает чиновникам и милиции бороться с «пиратами» и несанкционированной торговлей. Пока не будет законодательства, предписывающего конфисковывать товар у «стихийных торговцев», рынки будут возникать по всей Москве, с сожалением отметил чиновник. Однако не так уж беспомощны борцы за «честную торговлю». За реализацию контрафактной продукции ответственность сейчас несет не только конкретный продавец, но и владелец фирмы, распространяющей «пиратку».
Однако, по мнению экспертов, для борьбы с контрафактной продукцией столичным чиновникам не хватает не законов, а желания. Как рассказал «НГ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, органы для борьбы с пиратами и законодательные акты для того, чтобы «преследовать» пиратов, существуют в избытке. «Если говорить о полномочиях руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, то да, у него их попросту нет, – сообщил он. – Но это не значит, что законодательство по борьбе с контрафактом или силы, привлекаемые для этого, отсутствуют. Если и есть с чем проблема, то это с тем, как контролируемые органы используют свои полномочия. То, что мы видим на улицах Москвы, это последствия недостаточной мотивации для борьбы с пиратами или же просто нежелание это делать». Как пример Дмитрий Янин привел столичную подземку, на территории которой продается контрафактная продукция. «Если бы столичные власти, в том числе Департамент потребительского рынка, хотели бороться с пиратами, то обращали бы внимание в первую очередь на те территории, которые принадлежат городу и предоставляются под продажу некачественной продукции», – закончил он.
При этом Департамент потребительского рынка старается убрать рынки со столичных улиц. К началу 2008 года из 240 рынков в Москве остался всего 91. Однако только везение, со слов высокого чиновника, сможет избавить Москву от Черкизовского рынка, сообщения о закрытии которого периодически возникают в СМИ. «Если Москве повезет и столицу выберут в качестве места проведения юношеских Олимпийских игр, с карты города навсегда исчезнет Черкизовский рынок, этот символ 90-х годов. На его месте появятся олимпийская деревня, стадионы и парки», – с надеждой в голосе отметил Малышков.
Не так давно появилась информация, что в городе появятся сто «блошиных рынков». Однако рассказать подробности принятия такого решения Владимир Малышков отказался. «Нам не поступало ни одного запроса на организацию подобного рынка, хотя я не исключаю возможности такой торговли. Будет запрос – будем думать», – ответил чиновник на вопрос корреспондента «НГ».
Псевдоразморозка
Большого скачка цен на продовольствие после прекращения действия заморозки не ожидают в столичном правительстве, рассказал глава Департамента потребительского рынка. Однако новость касается только жителей столицы. Просто политика регулирования цен перейдет с государственного уровня на местный.
Государство вмешивается в ценовую политику, но только по восьми основным наименованиям продуктов питания (хлеб, молоко, растительное масло), на которые устанавливается максимальная наценка. По остальным продуктам цены не регулируются. И стабилизировать их на основную группу товаров чиновники собираются вот каким образом. «У Москвы есть собственный продовольственный запас, и как только мы видим, что по какой-то позиции появляется тенденция повышения, начинаем выбрасывать из своих запасов этот продукт, но по ценам гораздо ниже рыночных. Это та же конкуренция, только коммерсанты конкурируют не между собой, а с государством», – объяснил глава департамента.
Естественно, подобные меры можно принимать по таким позициям, как зерновые, хлеб, молочные продукты. Конкурировать с продавцами бананов Департамент потребительского рынка не собирается – это товар не российского производителя. 70% фруктов в Москву завозят из дальнего зарубежья.
Кроме того, ставку чиновники делают на социальные магазины. Сегодня в Москве 390 магазинов, которым снижены платежи за коммунальные услуги, за это торговая точка устанавливает цены на 10–15% ниже, чем на рынке в целом, плюс предоставляет скидки, например по социальной карточке москвича.
Департамент заключил соглашения с промышленными предприятиями и поставщиками-оптовиками. Мы предлагаем им заморозить примерно 10 наименований. Удельный вес этих товаров в обороте – от 1 до 1,5%.
Таким образом, Первомая в департаменте не боятся: астрономического скачка цены не совершат. Гарантию Владимир Малышков дал только на определенную продукцию, входящую в потребительскую корзину социально незащищенных слоев населения.
Во всем виновато ЖКХ
По данным Минэкономразвития, в январе инфляция должна была составить 1,8%. Основная доля придется на увеличение тарифов: на коммунальные услуги на 20%, на электроэнергию на 14%, на газ на 25%. На деле же, по данным Федеральной службы государственной статистики, в январе инфляция составила 2,5%. В Москве инфляция была больше среднероссийской и составила 2,7%.
Стоимость минимального продуктового набора в Москве в конце января была 2119,7 руб. и за месяц увеличилась на 3,5%. В среднем по России продуктовая корзина увеличилась на 4,3%. Однако среднероссийская корзина дешевле – на конец января ее стоимость составляла 1880 руб. В основном подорожали овощи: капуста стала стоить на 20,3% больше, картофель – на 13,4%, морковь – на 10,5%. Молочная продукция стала на 2,4–2,9% дороже. На 3,2% подорожали яйца, на 2,2–2,5% – крупы.