Лифт, сорвавшийся 16 февраля на улице Земляной Вал, едва не стал причиной гибели двух рабочих, которые проводили монтажные работы по замене кабины. Рассматриваются две версии трагедии: несоблюдение техники безопасности и неисправность стопорных скоб в лифтовой шахте. Эксперты Ростехнадзора заявили, что более 20% лифтов в столице отработали нормативный срок службы и находятся в неудовлетворительном состоянии.
Еще в конце прошлого года на заседании правительства Москвы глава городского департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артур Кескинов заявил, что все старые лифты в московских домах планируется заменить или модернизировать до конца 2008 года. Также в декабре минувшего года глава МЧС РФ Сергей Шойгу высказывал серьезные опасения относительно лифтового хозяйства Москвы и Санкт-Петербурга. По его данным, в столице количество подъемных устройств, которые отслужили свой срок, составляет 36%, сообщают РИА Новости.
Раньше за состоянием московских лифтов наблюдала одна организация – ГУП «Мослифт», сейчас она несет ответственность за почти половину подъемников. «Мы одна из многих компаний, которая проверяет, чтобы с подъемниками было все в порядке, – рассказала «НГ» пресс-секретарь ГУП «Мослифта» Наталья Яшина. – Организации для такой деятельности выбираются на конкурсной основе». По ее словам, состояние лифтов, за которыми присматривают сотрудники организации, вполне приемлемое. «Ни за кого, кроме себя, мы отвечать не можем, – говорит сотрудница пресс-службы. – Могу сказать только одно: из множества организаций, которые теперь отвечают за состояние лифтов, далеко не все имеют сотрудников с таким опытом работы с подъемниками, как у нас. Поэтому и ремонт, и извлечение граждан они производят намного медленнее, чем мы».
В Московском межрегиональном территориальном управлении Ростехнадзора, которое контролирует состояние технического оборудования, отмечают, что многие организации, выигрывающие тендер на обслуживание лифтов, просто физически не в состоянии поддерживать их должным образом. «Понимаете, если «Мослифт» и другие крупные специализирующиеся по лифтам организации занимались этим всю жизнь, то выигрывающие конкурс организации зачастую не имеют ни технических средств, ни достаточно квалифицированных сотрудников, – рассказал «НГ» заместитель начальника отдела по надзору за лифтами и эскалаторами Вячеслав Головенков. – Мы ежегодно проводим плановые проверки и во время них выявляем множество грубых нарушений». Также он отметил, что состояние лифтов в Москве намного лучше, чем в других городах России. «Мы ведем постоянный надзор за эксплуатацией более 120 тысяч московских лифтов жилого и промышленного назначения. Особое внимание специалисты уделяют лифтам, более 20% которых отработали нормативный срок службы (по ГОСТу – 25 лет) и по результатам плановых (целевых) проверок находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, – сообщил он. – Если же брать цифры по России, то они будут намного больше».
Однако эксперты утверждают, что монополизировать право на ремонт бессмысленно. По мнению управляющего директора по технической диагностике группы компаний «Городской центр экспертиз» Александра Калохина, здоровая конкуренция никогда не мешала, а вот за качеством работы и квалификацией персонала, который трудится в компаниях, выигравших тендер, должен следить Ростехнадзор. «Если в обслуживающей компании работают плохо, надо попросту отбирать лицензию. Стоит отметить, виноваты в плохой подготовленности персонала те же надзирающие органы, которые пропустили на рынок такую организацию, – считает он. – Мнение же о том, что одна организация должна заниматься обслуживанием всех лифтов, тоже ошибочно, так как должна присутствовать здоровая конкуренция. К тому же если будет в каждом районе своя организация, то и с точки зрения оперативности и качества обслуживания будут скорее плюсы, чем минусы». Александр Калохин не отрицает, что сложности при большом количестве обслуживающих фирм возникать все-таки будут. Однако, по его мнению, со временем все сачкующие организации отпадут, и останутся те, кто сможет поддерживать столичные лифты в хорошем состоянии.
Если же лифт в доме старый и ремонтировался последний раз очень давно, то обращаться москвичам нужно в обслуживающее дом лифтовое хозяйство. «Обязательно надо составить заявление о претензиях, которые у вас есть к работе лифта, – рассказала юрист Московского общества защиты прав потребителей Людмила Трифонова. – Все то время, которое будет проводиться ремонт, вы можете не платить за лифт. Если же реакции со стороны обслуживающей компании не последует, то стоит писать коллективный иск в суд».