Тех, кто ежедневно вынужден совершать пригородные поездки, едва ли остановит увеличение платы за билет.
Фото Олега Ласточкина
С 10 февраля на 14% увеличилась стоимость проезда в пригородных электричках по Московской области. Цена билета в пределах одной тарифной зоны возросла с 10,5 до 12 руб. Повышение объясняется удорожанием топливно-энергетических ресурсов и продуктов машиностроения. Однако, по мнению самих москвичей, ни качество перевозок, ни безопасность пассажиров не оправдывают рост тарифа. В свою очередь, сотрудники МЖД утверждают, что для развития инфраструктуры поездок делается все возможное.
Москва–Воронок, или Туда и обратно
На Ярославском вокзале даже в выходные дни не протолкнуться от вечно спешащего народа. Кто-то бежит на свой поезд, кто-то на электричку, около касс очереди. Даже очередное повышение цен не отобьет любовь к этому поистине народному транспорту. «На электричках в Подмосковье ездить гораздо удобнее, чем на остальных видах пригородного транспорта, – рассказал корреспонденту «НГ» москвич Денис Сафонов. – Повышение цен было бы целесообразным, если бы хоть как-то поменялись условия в вагонах. А то езжу на электричках уже лет пять, а в вагонах те же мрак, духота летом, холод зимой, огромное количество народа, а самое главное – опасно». Корреспондент «НГ» решил на своем опыте узнать, что же изменилось в электричках. Для эксперимента была выбрана ближайшая электричка до Фрязево, конечной целью – станция с романтично-воровским названием Воронок. Билет купил, по совету моего нового знакомого Дениса, до ближайшей станции. «Главное – на перрон пройти без проблем, – напоследок проинструктировал он меня. – А уж потом садись в центральные вагоны и иногда поглядывай, не идут ли контролеры. Хотя они предпочитают работать летом, когда тепло, зимой и ранней весной их почти не видно». Стоит отметить, что даже до ближайшей станции билеты покупают далеко не все. Вот пожилая женщина подошла к турникетам, осмотрелась и, перекрестившись, начала аккуратно через них перебираться под ободряющие возгласы молодежи.
Перрон, центр состава, вагон, где поменьше народа. Внутри нестерпимо пахнет чем-то кислым, в центре – лежбище бомжей. Люди заходят в вагон, морщатся и сразу же перемещаются дальше. В остальных вагонах «человекоплотность» явно превышена. Подсаживаюсь к трем бабушкам, завязываю разговор об условиях проезда. «Нам-то дешево ездить, а вот внучки часто в Москву мотаются, у них много денег вылетает, – сетует жительница Щелково, пенсионерка Мария Федулова. – А еще цыгане воруют, вот у моей соседки задремавшей сумку увели». Самое страшное в электричках, по мнению пенсионерок, – подвыпившая молодежь. «Летом они едут со своих футболов пьяные, дерутся, а еще кто-то электрички камнями забрасывает, – говорит другая пенсионерка, представившаяся Анной Николаевной. – Милиция забьется куда-нибудь в начало электрички и не видать ее».
Словно в подтверждение слов старушек, в вагон вваливается толпа молодых людей, распивающих пиво и громко о чем-то переговаривающихся. Оказывается, не хулиганы – студенты. «Выбежали из вагона от контролеров, а заскочить назад не успели, ждали вот следующего поезда, – рассказывает в тамбуре один из них, Михаил. – А милиция вообще редко кого забирает. С бомжами возиться они брезгуют, выпивающих людей в принципе не берут, если, конечно, водку не пьешь». Также молодые люди отметили, что, несмотря на запрет продавать что-либо в электричках, милиция предпочитает не обращать внимания на торговцев. «Ходят, ерунду всякую продают, а этим хоть бы хны, – продолжает рассказывать Михаил. – Хотя иной раз беру у торгашей батарейки для плеера, чтобы их вопли не слышать».
За разговорами доехали до Воронка, попытка добыть обратный билет не увенчивается успехом, потому что касса безнадежно закрыта. Потом около 30 минут ожидания обратной электрички, а в ней – снова все прелести подмосковного электротранспорта: бомжи, «цыгане шумною толпой», разноголосые крики торговцев и пьяных, но ни милиции, ни контролеров. Одно радует – вагон отапливается. И вот Москва, под возмущенный свисток бабушки перепрыгиваю через турникеты выхода, которые вроде бы должны были убрать еще несколько лет назад, и успешно смешиваюсь с толпой.
«В Багдаде все спокойно»
Однако и представители Московской железной дороги, и милиционеры-транспортники уверяют, что все существующие проблемы решаются. По словам начальника пресс-службы московского УВД МВД РФ на железнодорожном транспорте Татьяны Агаповой, в 2007 году сотрудники УВД на железнодорожном транспорте Центрального округа РФ задержали 160 тыс. человек за те или иные административные правонарушения, причем 120 тыс. из них – за распитие алкогольных напитков в электричках. Также зафиксировано снижение количества административных правонарушений примерно на 15% – с 1145 преступлений (2006 год) до 973 (2007 год), что само по себе неплохой результат. «Необходимо отметить, что на 22% снизилось число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, – рассказала корреспонденту «НГ» Татьяна Агапова. – За несанкционированную торговлю были задержаны более 17 тысяч человек, за мелкое хулиганство – 23 тысяч». Она отметила, что функция милиции на транспорте – не допустить преступления, а не бороться с каждым торговцем или бомжем в отдельности.
В свою очередь, сотрудники Московской железной дороги подтверждают: изменения есть, и их много. «В этом году к нам поступили 18 новых вагонных составов, которые уже распределены между самыми «горячими» направлениями: Казанским и Горьковским. До конца 2008 года поступит еще 40 составов, которые так же будут «разбрасывать» на нуждающиеся в обновлении ветки, – рассказал начальник по связям с общественностью Московской железной дороги Владимир Мягков. – Мы обновляем всю инфраструктуру, особенно на Горьковском направлении, – пути, стрелки и другое сопутствующее оборудование. В ближайших планах пустить «Спутники» (экспрессы. – «НГ») до города Железнодорожный. Надеемся все это сделать до августа». Владимир Мягков отметил, что МЖД работает на пределе своих возможностей, но всегда старается обновлять существующие ветки или вводить новые маршруты. «В планах у нас продлить маршрут «Спутников» на Ярославском направлении до станций Пушкино и Болшево, – рассказал он. ≈ Собираемся осуществить этот проект либо в этом, либо в следующем году».
Бомжей больше не существует
Несмотря на уверения, что скоро все изменится к лучшему, московские железнодорожники признают, что проблемы у них все-таки есть. И одна из самых главных – недопонимание столичных жителей. «Понимаете, на том же Горьковском направлении люди нас ругают за задержку электричек, и им не объяснить, что это делается из-за технических работ, – сетует Владимир Мягков. – Мы и так стараемся перекинуть основной объем «реконструкции» на ночь. Людей не волнует, что это ради их же блага».
Делится своими проблемами и транспортная милиция, которую, по их словам, лишили возможности бороться с бомжами и торговцами. Как объяснила Татьяна Агапова, согласно Указу президента РФ № 151 (упраздняющему Указ президента РФ № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» и соответственно отменяющем само понятие «бомж». – «НГ»), московское Управление внутренних дел на железнодорожном транспорте не имеет права бороться с клошарами. «Бродяг могут не допустить в вагон, если у них нет билета, но если он есть, то милиционер не имеет права просить их покинуть электричку или сделать другое замечание, – рассказывает она. – Что касается торговли, это действительно проблема. Половине пассажиров, как мы выяснили, проведя опрос, даже нравится, что им предлагают купить различные товары. К тому же доставленные в отделение в ходе рейда торговцы только заплатят штраф 1000 рублей, товар у них никто не изымает, потому что это не предусмотрено законом». По мнению милиционеров, чтобы бороться с коробейниками в электричках, сначала нужно ужесточить законодательство. «Раньше были статьи «Несанкционированная торговля» и «Торговля в неустановленном месте», предусматривающие конфискацию товара, – жалуется Татьяна Агапова. – Сейчас их нет, упразднили. В новом московском Административном кодексе нет аналогичных статей, торговля в электричках попадает только под статью о приставании, да и то косвенно».
Однако проблем и недочетов в нынешней структуре организации движения гораздо больше. По мнению заведующего кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Владимира Шубко, для эффективности передвижения нужно развивать диаметр московского узла железной дороги. «К сожалению, этот диаметр, по словам железнодорожников, перегружен. Но нам просто надо иметь более развитую систему городского передвижения наземными электричками, – говорит он. – Сейчас подобные перевозки составляют около 6% от общих в городе, а это очень мало».