В скором времени московские пенсионеры и малоимущие могут более уверенно требовать каких-либо услуг от социальных служб. В начале недели московское правительство одобрило проект закона «О социальном обслуживании населения города Москвы». В законе прописан гарантированный базовый минимум, обязательный для применения в городских учреждениях. Однако эксперт считает, что вряд ли новый закон сможет уменьшить коррупцию в социальных службах.
Пока Минздравсоцразвития готовит новую редакцию Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», столичные чиновники решили создать правовую основу для городского социального обслуживания. Руководитель столичного департамента социальной защиты Владимир Петросян сказал, что сейчас 50% москвичей в той или иной мере пользуются городской социальной поддержкой.
Новый законопроект устанавливает, что социальное обслуживание – это расходное обязательство Москвы. Документ определяет виды и содержание услуг, основания и порядок их оказания, устанавливает категории граждан, имеющих право на внеочередное бесплатное социальное обслуживание. Оговариваются дополнительные формы социального обслуживания – предоставление скидок при приобретении товаров и услуг на предприятиях потребительского рынка и услуг. В документе определен государственный стандарт социального обслуживания населения – гарантированный базовый минимум, который должно предоставлять любое учреждение социального обслуживания вне зависимости от форм собственности. Все, что сверх этого, – по желанию клиента и за плату. Предусматривается возможность создания попечительских и общественных советов, которые осуществляли бы общественный контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания. Отдельно прописаны требования к соцработникам – оговорен порядок работы и аттестации, права и обязанности, ограничения и ответственность.
Заведующий кафедрой социального страхования Российского государственного социального университета Никита Кричевский считает, что появление такого закона логично. «Нельзя хвалить за появление этого законопроекта. В данном случае власть лишь выполняет свою прямую социальную функцию. Москва много денег тратит на социальную помощь. И это уже не разовые субсидии и дотации, а система. И у системы должна быть законодательная основа. Полноценного федерального законодательства о социальном обслуживании нет, появилось городское – все равно деятельность по социальному обслуживанию осуществляют местные власти. Теперь каждый пенсионер сможет требовать услуги, ссылаясь на закон. Однако вряд ли этот закон сможет изменить четко сложившиеся коррупционные отношения в этой сфере. Я уверен, что в этом документе не прописано, куда обращаться, если у тебя вымогают взятку. И не прописана ответственность работников. Что работника, к примеру, лишают за вымогательство московских надбавок к зарплате, а руководителя – его должности. Коррупционная система устойчива и не дает сбоев. Хотя появление закона, все-таки шаг вперед».
На сегодняшний день в городе 2,5 млн. пенсионеров. Сейчас доля пожилых людей составляет 24%, а к 2011 году она возрастет до 25%. Обслуживают их свыше 15 тыс. социальных работников. Всего же в этой системе работают более 35 тыс. работников. Обслуживание организовано по двум направлениям: стационарному и нестационарному. Нестационарные виды помощи оказывают 122 центра социального обслуживания. В прошлом году они начали оказывать новые услуги: санитарно-гигиенические, патронажные, социально-медицинские на дому и комплексную уборку квартир. Стационарную помощь оказывают в 62 пансионатах для ветеранов, интернатах, реабилитационных центрах и социальных приютах. Сеть постоянно расширяется. В прошлом году, например, был создан 220-коечный стационар для дементных больных (страдающих старческим слабоумием). Тем самым больным оказывается помощь без нагрузки на психоневрологические стационары.
В 2008 году планируется создать в каждом округе службы по оказанию санаторных услуг ветеранам и инвалидам «Профилакторий на дому». На очереди – создание интернет-центров в каждом учреждении соцзащиты, «университетов третьего возраста», досуговых центров для пожилых людей. Планируется также снять часть обязанностей с социальных работников – «курьерские и экспедиторские» по доставке продовольствия подопечным.