Девятого февраля в московском выставочном комплексе «Крокус-экспо» открылась выставка яхт и малых судов «Московское Боут Шоу – 2008». Одна из главных целей выставки, по словам организаторов, - улучшить информационное обеспечение отрасли. В выставке принимают участие более 80 российских и зарубежных компаний. Одним из главных инициаторов выступила Национальная ассоциация морской индустрии. Красную ленточку на открытии разрезали президент Национальной ассоциации морской индустрии Александр Маркаров, президент Федерации водно-моторного спорта России Петр Богданов, заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» Борис Рылкин, заслуженный тренер РФ, мастер спорта международного класса Владимир Арбузов, пресс-секретарь Всероссийской федерации парусного спорта Дмитрий Ромашов и директор выставки «Московское Боут Шоу» Екатерина Гришечкина.
Действительно, информации о предлагаемой различными компаниями продукции, так или иначе связанной с яхтами и малыми судами, было достаточно. Начищенные до блеска катера и яхты можно было не только лицезреть снаружи, но и взойти на борт. Это касается, прежде всего, довольно крупных круизных катеров и яхт, представленных в изобилии. Вопрос о том, для кого, кроме специалистов и интересующихся лиц, проводится эта выставка, на мой взгляд, оказался открытым. Посетителей в день открытия было не очень много во многом потому, что данный вид отдыха, досуга и спорта пока не слишком популярен. Действительно, одной из главных проблем является отсутствие причалов и стоянок для персональных плавсредств. Если у вас «посудина» немногим больше рыбацкой моторной лодки, то возникают некоторые проблемы с ее хранением, эксплуатацией и обслуживанием.
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании катера, яхты, корабля, вероятно – вода. Но на дворе – февраль, пусть и не морозный, но Москва-река покрыта льдом, и погода не располагает к водным прогулкам. Столь странные, на первый взгляд, сроки проведения выставки организаторы объяснили с точки зрения рационального подхода - успеть к началу сезона представить новинки производителей в этой отрасли. Хотя не все предполагаемые участники смогли довезти свою продукцию до Москвы. Выставка планировалась в двух больших павильонах, но экспонатов хватило лишь на один.
Подавляющее большинство представленных на выставке плавсредств – продукт зарубежных предприятий. Уровень, на который вышла индустрия производства малых кораблей и яхт впечатляет, и российским предприятиям, которые соберутся выпускать подобную продукцию, конкурировать с зарубежными продуктами будет довольно сложно. Это касается и двигателей, и навигационного, и электронного оборудования. Однако это все касается довольно больших плавсредств, рассчитанных на длительные походы и вовсе не по рекам. Что касается судов класса поменьше, то их было представлено достаточно много. Их рынок в России далек от насыщения, и очевидно, что небольшие многоцелевые катера могут быть наиболее востребованными, по крайней мере, в центральной «речной» части России. Тут, конечно, возникает вопрос о цене. Если не вести речь о шикарных быстроходных «посудинах» по цене небольшого самолета, то сколько надо будет потратить потенциальному покупателю, чтобы приобрести, скажем, небольшой катер для прогулок по Москве-реке и прилегающим водохранилищам? И насколько эта покупка будет выгодным вложением средств, с учетом того, что инфраструктура, позволяющая использовать маломерные суда и катера, не просто не развита, а практически отсутствует. К чести организаторов надо отметить, что они учли этот момент и пригласили представителей государственных структур, которые непосредственно связаны с этой отраслью. Так что желающие могли узнать из первых рук, как, например, проходит таможенная регистрация, страхование, регистрация плавсредства в соответствующих структурах.
Помимо непосредственно самих судов, на выставке можно было познакомиться и со всеми сопутствующими товарами и промышленными направлениями, начиная от производящих большое впечатление двигателей, до компасов и навигационного оборудования, и плавучих заправочных станций. Можно было полюбоваться даже квадрациклами. Какое они имеют отношение к катерам и яхтам – не совсем понятно. Их присутствие на выставке можно объяснить лишь тем, что эта продукция тоже имеет отношение к отдыху. Как и рояль, поставленный организаторами в центре павильона. Но кое-чего на выставке, конечно, остро не хватало - открытая очень хотелось посмотреть катера на ходу, а это можно было сделать только просматривая видеоролики на стендах производителей.