«Дружинник» – слово из того времени, когда отмечали День солидарности трудящихся, когда были очереди за колбасой и по праздникам над домами реяли не триколоры, а алые знамена. В современном лексиконе оно выглядит анахронизмом. Сами же дружинники существуют здесь и сейчас.
Народная дружина не является преемником советской, общего у них – только сама идея и красные повязки на рукав. Нынешние добровольные стражи порядка приходят в дружину сами, никакой обязаловки, принятой в советские времена. Более того, потенциальный дружинник должен еще доказать, что он может выполнять такую непростую роль. Кандидат в дружинники должен не иметь судимостей и не состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Более того, до получения удостоверения и красной повязки нужно пройти стажировку длиной в три месяца, прослушать двенадцатичасовой курс лекций по темам вроде «История народной дружины России», «Правовые основы деятельности дружинника», «Главные задачи народной дружины» и т.д. После остается сдать зачет - и все, можно выходить на дежурства.
Дежурит каждый дружинник 4 раза в месяц, т.е. по разу в неделю, исключение не составляют выходные. В любую погоду с 6 до 10 вечера, а в выходные с 10 утра до 10 вечера, дружинники выходят на улицы города. Их действия координирует представитель местного ОВД. Без милиции дружинник не имеет права не то что задержать правонарушителя – даже на улицу выйти. А все дело в том, что российские дружинники совершенно бесправны. Они во всем подчиняются милиции, но никак не защищены законодательно. С 1 января 2008 года в новом московском КоАП нашлось место и для народной дружины, но за нанесение травмы или увечья дружиннику любой злоумышленник просто заплатит от 500 до 1500 рублей - и все.
- В старом Уголовном кодексе 1964 года была специальная статья об ответственности за жизнь и здоровье дружинника, - жалуется Владимир Вожженков, руководитель штаба дружины Центрального округа. – Сейчас же мы бесправны.
К тому же официально дружинники═проходят только правовую подготовку, приемам рукопашной борьбы их никто не обучает. Конечно, некоторые руководители районных штабов по собственной инициативе приглашают инструкторов по борьбе или проводят занятия по физической подготовке сами, но это скорее исключение из правил.
Более того, дружинника, решившего брать пример с оперов из «Улиц разбитых фонарей» и слишком активно старающегося «ловить преступников», скорее всего, попросят из дружины, ведь никто не хочет отвечать за его смерть.
Конечно, дружинникам так или иначе приходится принимать участие в задержании правонарушителей. Например, в ходе рейда «Правопорядок» в Пресненском районе, проведенном 24 января, бойцы народной дружины задержали неоднократно судимого гражданина, совершившего разбой.
На мой вопрос, а что, так ли на самом деле опасно быть дружинником, Владимир Вожженков отвечает:
- Поймите, это тяжелая работа, а не приключения. Дружинники скорее содают массу, они своеобразная гарантия спокойствия.
Но с таким утверждением не согласен руководитель штаба Китайгородского района Рустем Хатыб-заде:
- Дружина, по крайней мере в нашем районе, это серьезная сила, и милиции мы помогаем не только присутствием, но и реальной работой. Кто-то должен работать, например, в вытрезвителях, хотя это очень неблагодарное дело. Женщины, записанные в отряд моего района, постоянно выступают как понятые в женском вытрезвителе. Дело в том, что многие дамы, придя в себя с утра, начинают предъявлять милиции претензии, утверждая, что их ограбили. Наши дружинницы составляют подробную опись всех ценностей, находящихся у женщин, еще в момент поступления. И это нередко спасает милицию от пустых скандалов. К тому же мы бережем моральный облик стражей порядка, потому что при дружинниках милиционер не может брать взятки и совершать какие-либо другие нарушения.
Самая частая обязанность москвичей, вошедших в дружину, - опознание и участие в оперативной работе в качестве понятых и свидетелей. Это тоже непросто: иногда приходится приходить в суд десятки раз.
Естественно, дружина принимает участие и в массовых мероприятиях и гуляниях. По словам самих дружинников, особенно с ними любит работать ОМОН. Причем многие бойцы спецподразделения начинали свою карьеру с дружины. Это своего рода проверка на прочность, на желание работать в силовых структурах.
Что же побуждает москвичей вступить в дружину? Честно говоря, это загадка. Вернее, кажется загадкой с современной точки зрения.
Стоит встретиться с дружинниками, как становится ясно, что это последние московские романтики. Вместо уютного вечера перед телевизором с бутылочкой пива эти люди идут на дежурство. Такой выбор они объясняют просто: кто-то должен беспокоиться о благополучии города. И какая разница, что действия одного конкретного человека – капля в море. Может, это попытка самоутешения, а может, уверенность в том, что борьбу за спокойствие в Москве нужно начинать со своего двора.
И уж точно дружинники тратят свое личное время на дежурства не из-за бесплатного проездного на все виды транспорта – большинство из них вполне успешные люди со своими автомобилями.
Самое главное, что связывает этих людей, - дружба. Да, они не скрывают, что это своеобразный клуб по интересам, многие дружат уже больше десяти лет.
Удивляет и то, что среди дружинников не только люди среднего возраста, но и молодежь.
Правительство Москвы, которому непосредственно подчиняется дружина, до сих пор не стремилось развивать эту структуру, несмотря на ее большой потенциал. Как считает Рустем Хатыб-заде, создание специального центра подготовки дружинников сильно облегчило бы жизнь и самим добровольным помощникам милиции, и МВД. Двенадцати часов теоретической подготовки категорически мало, нужно ведь учить людей и рукопашному бою, и основам первой медицинской помощи, приглашая специалистов из МЧС. Но это пока мечты, потому что, например, штабу дружины ЦАО префектура не может даже выделить помещение.
═