Недавний случай с попыткой отобрать у творческой интеллигенции Центральный дом актера на Арбате затмил все знаменательные события наступившего года. В борьбу невольно оказались втянуты люди, которых смело можно назвать светочами культуры. Подписи под письмом президенту страны Владимиру Путину и премьер-министру Виктору Зубкову поставили более 50 человек, имена которых говорят сами за себя: Юлия Борисова, Элина Быстрицкая, Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Алиса Фрейндлих, Юрий Соломин, Олег Басилашвили и другие фамилии, ставшие национальным достоянием.
Чтобы отстоять семиэтажное здание на Арбате, 35, потребовались очень резкие слова в письме к власти: «Ущерб, который может быть нанесен деятелям культуры, ветеранам сцены, театральной молодежи не только нынешних, но и будущих поколений, огромен, предотвратить его нужно немедленно, ибо потом это будет уже поздно. Мы рассматриваем эти действия чиновников, прикрывающихся интересами президента РФ, как безответственную попытку взорвать общественное мнение, спровоцировать его против действующей власти, президента и правительства».
Лишь после такого обращения стало ясно, что чиновники из Россвязьохранкультуры, которые сейчас претендуют на площади под арбатской крышей, наломали дров, да еще в самый канун выборов нового президента страны. Не какому-нибудь Росимуществу (которое в июне 2007 года и подписало вызвавшее бурю распоряжение о передаче здания в оперативное управление ведомству Бориса Боярскова), а самому преемнику президента – нынешнему первому зампредседателя правительства РФ Дмитрию Медведеву пришлось срочно разруливать ситуацию. И накануне решающих предвыборных битв честно признать: «┘возник конфликт из-за неуклюжей позиции, которую заняли несколько государственных ведомств. Конечно, мы не допустим того, чтобы Дом актера исчез».
И сразу же, словно сам собой, отпал вопрос об «излишках» актерских площадей, на изъятии которых в свою пользу настаивала Россвязьохранкультура. Отвечая на вопросы журналистов, Дмитрий Медведев заверил: «Те материальные ресурсы, помещения, которыми располагает Дом актера, естественно, останутся и будут им использоваться. В деятельности Дома актера была очень сильная и остается очень сильная социальная составляющая. Насколько я знаю, за счет денежных средств, которые собирались там, поддерживались малоимущие актеры, престарелые актеры. Вот поэтому эта благородная миссия, как мне кажется, тоже должна сохраниться».
Однако умильной сказочкой со счастливым концом эта история явно не пахнет. Потому что, если вдуматься, на нашей памяти то Госимущество, а теперь уже Росимущество, не впервые банально пытается оттяпать у актеров этот дом. И ведь никого не остановило то обстоятельство, что еще в 1996 году президент России своим указом передал это здание на Арбате в безвозмездное пользование Дома актера сроком до 2045 года. Но, оказывается, в нашей стране есть структуры, которым и президентский указ – не указ.
Ныне очередным варягом-завоевателем, вздумавшим покуситься на квадратные метры работников культуры, выступила, как ни странно, Россвязь-
охранкультура, руководитель которой Борис Боярсков не устает трубить в СМИ об охране культурных ценностей и духовного наследия. Но, видно, наследие чиновничьих подковерных игр даже в новом ведомстве оказалось сильнее духовных вех. Здание на Арбате решили отнять втихую – под Новый год, когда народ думает о празднике и бдительность притуплена. Оказалось, что этот тихий механизм чуть не оказался сильнее президентского указа, Дому актера жалованного на полвека.
На этот раз, правда, чиновничья экспансия, похоже, не удалась – уж больно известные люди грудью стали на защиту Центрального дома актера. Известный артист и ветеран войны Владимир Зельдин заявил, что творческая интеллигенция не отдаст этот дом, «как мы не отдали Отечество и Москву во время войны». А режиссер Петр Фоменко даже заявил, что вернет все свои государственные награды президенту, если чиновники все-таки оттяпают и поглотят Дом актера. А какому президенту страны может понравиться перспектива получить назад заслуженные награды десятка-другого известных людей? Вот здесь Борис Боярсков, очень надеявшийся, видимо, на свою репутацию близкого к Владимиру Путину человека, явно просчитался.
Тревожит в этой небезоблачной истории прежде всего то, что алчность у нас легко пробивает бреши в законах. Ведь ясно же, что за попыткой отнять у актеров ЦДА стоит банальный имущественный интерес. А он уже одержал множество побед над законом и культурой. «Уровень культуры в нашей стране, к глубокому сожалению, падает, – с горечью сказал народный артист СССР Владимир Этуш. – Дома литераторов нет, Дома писателей нет, Дома кино нет, Дома композиторов нет. Остались одни рестораны. Но нельзя жить только ресторанами». А Аркадий Арканов назвал ЦДА «одним из тех островов свободы, которых в нашей свободной стране почти не осталось».
Выходит, для того чтобы актеры страны сохранили на Арбате крышу над головой, нужна как минимум очень высокая «крыша». И желательно, чтобы такое лакомое здание «крышевал» кто-то не ниже президента страны или по крайней мере премьер-министра. А поскольку на каждое здание, на которое вздумают положить глаз ловкие ребята из Россвязьохранкультуры, премьеров или президентов не напасешься, то это очень грустная история┘
Мнения экспертов
Борис Резник, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике
Руководство Россвязьохранкультуры беззастенчиво посягает на то, что им в данном случае не принадлежит. Это неправильно, я против такой политики, это топор под лавкой. У них и так достаточно помещений. Нечего расширяться за счет актеров. Причем это не первая попытка захвата чиновниками творческих домов. Это неуважение к актерам, писателям, журналистам, вообще к творческим людям.
Георгий Ивлиев, глава комитета Госдумы по культуре
Права актеров чиновниками были, безусловно, нарушены. Депутаты уже вмешались в конфликт, и я могу заверить, что проблема будет скоро разрешена, причем исключительно правовыми средствами. Наш комитет внимательно наблюдает за развитием ситуации. О ней мы уже доложили главе правительства, она находится на контроле у самого Зубкова.
Анатолий Локоть, член Счетной комиссии Госдумы
Когда нужны известные люди на выборы, то их находят и используют в своих целях. А выборы прошли, теперь о них можно и забыть. Случай с решением Россвязьохранкультуры прибрать к рукам так называемые лишние площади у наших актеров и творческих сотрудников очень показателен. Те, кто должен охранять наше культурное наследие, на самом деле относятся к нему, как, извините, к┘ промокашке.