Выезд на резервную полосу запрещен, но это самый простой способ сократить время в пути.
Последнее увеличение сумм, взимаемых за нарушение Правил дорожного движения, – второй этап изменения системы штрафов: первая часть поправок к закону о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях вступила в силу 11 августа 2007 года. По словам представителей ГИБДД Москвы, пока рано говорить о том, насколько улучшится ситуация на столичных дорогах в связи с принятыми мерами. «Наше ведомство изначально было одним из тех, кто продвигал эти изменения, и поэтому мы рассчитываем, что нарушителей станет гораздо меньше, – заявил «НГ» сотрудник отдела пропаганды ГИБДД ГУВД города Москвы Игорь Колосков. – Действенность данных изменений покажет время».
Автомобильные правозащитники утверждают, что резкое повышение штрафов не даст положительных результатов. Как объяснил «НГ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, повышение штрафов было необходимым шагом, потому что бороться с нарушителями минимальными штрафами бесполезно. Однако, по мнению Травина, подход к этому должен быть, как в странах Европы. «Увеличение штрафов в три, пять, десять раз ничего не даст, – уверен правозащитник. – У нас, по-видимому, законы написаны не для того, чтобы понизить число нарушений, а чтобы пополнить бюджет государства». Травин полагает, что кроме «кнута» должен быть и «пряник» в виде льгот и поблажек. «Государство пытается заставить нас не нарушать правила, но не пытается научить их соблюдать, – заявил правозащитник. – Например, если человек не нарушал в течение года ПДД, ему надо бы давать право на бесплатный техосмотр или скидки на бензин. Люди бы старались ездить аккуратнее не из-за страха, а из-за желания получить льготы. К сожалению, мы привыкли только наказывать, но не поощрять».
Между тем столичные автолюбители стали серьезнее относиться к соблюдению Правил дорожного движения, чтобы не платить огромные штрафы. «Сама пристегиваюсь с августа прошлого года, когда было первое повышение – за ремни. А правила не нарушаю, чтобы не остаться без денег, – рассказала «НГ» москвичка Елена Сармина. – Я, конечно, понимаю, нарушил – плати, только обидно, что большая часть этих денег, возможно, пойдет в карман автоинспекторов».
Правозащитники отмечают необычную активность в сборе штрафов. «На дорогу вышли собирать дань все кому не лень, от автоинспекторов до сотрудников вневедомственной охраны, – сообщил «НГ» вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Обращения от людей поступают постоянно».
Другая животрепещущая проблема – парковка в неположенном месте и забитые машинами дворы. На ее решение повышение штрафов пока не подействовало. Теперь за езду по тротуарам и нарушение правил движения транспорта в жилых зонах придется заплатить 2000 руб. (ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ) и 500 руб. (ст. 12.28 КоАП РФ), но пешеходы не чувствуют себя в безопасности ни на дорогах, ни даже около собственных домов. «На машинах гоняют около подъездов, не замечая ничего вокруг. Мало того что ездят, они еще их к подъездам ставят так, что пройти невозможно, – говорит жительница Центрального округа Екатерина Карамышева. – А ГИБДД во дворы не заезжает, чтобы проверить, правильно там стоит или передвигается транспорт». Одним из самых простых решений проблемы могла бы стать установка железных столбиков, чтобы машины не смогли останавливаться и ездить в пешеходной зоне.
Оказалось, что сделать заграждения москвичи вправе только с согласия своей управы. Как пояснили в управе Арбатского района Москвы, установить столбики – большая работа. «Подобное заявление, поступившее от граждан в управу, рассматривается множеством инстанций. Одно из значимых решений принимает ЗАО «Московская городская электросетевая компания». Они должны сказать, могут ли вестись в этом месте работы, нет ли под землей кабеля, – рассказала «НГ» инженер государственного учреждения Москвы «Инженерная служба района Арбат» Татьяна Волкова. – Даже если они дают добро, мы смотрим возможные подъездные пути, опрашиваем людей». По словам Волковой, мнение людей относительно установки заграждений зачастую разделяется. «Недавно мы их установили на улице Смоленской около дома № 10, а жители взяли их и сняли, – рассказала она. – К нам обращались бабушки, которым были нужны такие заграждения, а для жителей, имеющих автотранспорт, все это крайне неудобно».
Старый Арбат в последнее время больше похож на проезжую часть. |
Бетонные ограждения не преграда для желающих прокатиться по пешеходной зоне. |
Даже если нельзя, но очень надо, то любой свободный участок дороги может стать парковкой. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |