«Будь ты хоть роллсройс - все равно стоять в пробке», - поет Борис Гребенщиков. Он писал про любовь, но для Москвы это утверждение - всего лишь горькая правда. Самые пессимистично настроенные москвичи угрюмо говорят: «Коллапс. Трафик». Но как бы ни было плохо, пока ситуация не самая страшная.
- Коллапс – это когда вы с работы домой едете не 4 часа, а 4 суток, и ваша подруга дома не спрашивает, где вы были, - сказал в четверг 20 декабря вечером Михаил Яковлевич Блинкин, научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства в клубе Билингва.
Самый известный транспортник Москвы читал открытую лекцию о проблеме возникновения пробок в столице. По его словам, напряженный трафик – это болезнь, и лекция была похожа на доклад на консилиуме. Причины сложной транспортной ситуации в Москве - не «понаехали тут», как принято считать, не по три машины на среднестатистическую семью, это сложное сплетение многочисленных проблем.
- Когда меня спрашивают о целесообразности построения четвертого транспортного кольца в столице, я отвечаю: если в ближайшее время Москву придется защищать от кочующих орд, то эти кольца нужно строить непременно. Во всех остальных случаях это не даст ничего, - говорит Михаил Блинкин.
Москва выстроена по схеме средневекового города, кольца – остатки стен и валов, обеспечивающих несколько рубежей защиты. Сейчас получается, что транспортный поток крутится по кольцам и выходит на загруженные радиальные трассы. К тому же для москвичей не характерна резидентная мобильность, т.е. люди предпочитают жить в одном конце города, а на работу ездить в другой.
К этим проблемам присовокупляются и менее древние, не имеющие отношения к истории. Точечная застройка губит нормальный оборот транспорта. Постепенно застроены все землеотводы, оставленные еще в советские времена для расширения существующих и прокладки новых трасс. Получается, что дома возникают посреди дороги. Потенциальной дороги. Про застройку земли для паркингов можно и не говорить: торговые комплексы растут по Москве с фантастическими скоростями, причем в ряде случаев это самозахват. Да, подписано постановление о перехватывающих парковках, но их строят почему-то в тех местах, где потребности в таких новшествах не возникает. Если планируют новый район или развивают старый, то это делается без учета возможного развития инфраструктуры. Нет и специалистов по управлению транспортными потоками. Это становится причиной целого ряда в лучшем случае странных решений в планировании транспортной сети.
- Превращение Ленинского проспекта в хайвей напоминает задачу про бассейны и трубы: два ограниченных бассейна соединены трубой. Неужели что-то изменится, если не изменять бассейны, а расширять трубу?
Это все диагнозы. С решениями дело обстоит хуже. Михаил Блинкин считает, что основная проблема даже не в неудачной планировке города и большом количестве машин, а в тех, кто в них ездит. И властьпридержащие, и бытовые обыватели позволяют себе элементарное хамство на дорогах. Выходом может стать создание гражданской конвенции, которой будут придерживаться все. Для России такая мера пока неприемлема: во-первых, у нас запрещены прямые налоги, и средства, собранные с продаж бензина и билетов на общественный транспорт, не идут на строительство новых дорог. Во-вторых, конвенцию нужно соблюдать, а это уже, к сожалению, нереально.
Так что разговор получился невеселым: пока можно только наблюдать столпотворение на дорогах и подстраивать свою жизнь под трафик. И помнить, что то, что происходит в Москве с транспортом сейчас, еще не коллапс. Транспортный коллапс у нас с вами еще впереди.