С начала следующего года в столице начнет действовать Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. За ряд провинностей горожанам придется платить больше.
Объединить часть действующих московских законов в единый кодекс было решено весной. По словам редактора кодекса, председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семенникова, с 1994 года Законодательное собрание принимало законопроекты для урегулирования проблем, не оговоренных федеральным законодательством. В итоге такое количество законов «не в силах переварить ни юрист, ни гражданин». Их было решено объединить и систематизировать, и свои рекомендации по новому законопроекту дали практически все департаменты, органы федеральной власти и прокуратура. В среду, 21 ноября, законопроект был принят, и кодекс вступает в силу с 1 января 2008 года. В кодексе 17 глав и 217 статей, определяющих, что же можно, а чего нельзя делать в Москве, – от экологических нарушений до правил содержания и умерщвления животных.
По словам Семенникова, в последнем чтении изменилась система штрафов. Поскольку на федеральном уровне МРОТы заменены фиксированными рублевыми штрафами, то московские штрафы также были зафиксированы в рублях. И к тому же увеличены по сравнению с действующими ныне штрафами, поскольку федеральный законодатель разрешил увеличить максимальный размер штрафов для граждан до 5 тыс. руб. (с 2,5 тыс.), для должностных лиц – до 50 тысяч (с 5 тыс.), а для организаций – до 1 млн. руб. (со 100 тыс.). К примеру, любители пошуметь ночью должны будут отдавать за свое прегрешение не 500 рублей, как сейчас, а тысячу.
Схема взимания штрафов останется без изменений. Сотрудник органов внутренних дел составляет протокол, который затем рассматривают уполномоченные органы и должностные лица. После изучения обстоятельств дела с учетом доводов сторон принимается решение о наложении взыскания. Причем сейчас, например, экологические штрафы идут в целевой экологический фонд. А с 1 января все внебюджетные фонды ликвидируются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. И все штрафы и взыскания будут поступать напрямую в городской бюджет. Однако, по словам Александра Семенникова, серьезного увеличения «штрафной прибыли» не предвидится и никто за это бороться не будет. Штрафы сейчас составляют настолько микроскопическую долю от почти триллионного бюджета столицы, что их не воспринимают как серьезный источник дохода.