Перепады напряжения в Москве не редкость. И, как правило, платить за них приходится москвичам – своей перегоревшей бытовой и электронной техникой. Найти виноватых несложно, а вот доказать их виновность практически невозможно.
Чтобы обезопасить свои электроприборы от губительных последствий резких перепадов электроэнергии, москвичи стали покупать стабилизаторы. Впрочем, как выясняется, и они не всегда помогают. В этом пришлось убедиться корреспонденту «НГ», когда однажды ночью сгорел блок питания ноутбука. Раньше уже мигал свет, перегорали лампочки, но более дорогие вещи оставались целыми. И такие случаи не редкость, если судить по сообщениям москвичей на интернет-форумах.
Что же происходит? «Чаще всего подобные сбои случаются не на энерговырабатывающих станциях, а на распределительных сетях, которые подходят к домам, – сказал «НГ» пресс-секретарь «Мосэнерго» Василий Захаров. – Только ответственность за то, что у вас сгорели электроприборы, будет лежать не на нас. Есть энергоснабжающая организация, с которой у вас заключен договор. Сторона, которая является перед вами ответственной за качество и количество поставляемой электроэнергии, – «Мосэнэргосбыт». Поэтому необходимо обращаться к ним. Или в муниципальные организации, если скачок произошел по их вине во внутридомовой сети».
В «Мосэнергосбыте» не отрицают, что резкие перепады электроэнергии, из-за которых сгорает бытовая техника, могут происходить в том числе и по их вине. Как заявил «НГ» советник генерального директора ОАО «Мосэнергосбыт» Сергей Козловский, в этом случае проблем с компенсацией возникнуть не должно. «Первое, что нужно сделать, это получить акт в организации, обслуживающей ваш дом, а это либо ДЕЗ, либо управляющая компания, – говорит он. – Должен прийти электромонтер и зафиксировать поломку электроприбора. Естественно, придется собрать еще несколько бумаг. Во-первых, нужны будут документы, подтверждающие, что техника принадлежит именно вам. Во-вторых, потребуются свидетельские показания, что эту вещь вы не принесли со стороны, для этого можно позвать родственников или соседей». После этого, по словам нашего собеседника, пострадавшему следует идти в обслуживающее его район отделение «Мосэнергосбыта». Там должны принять заявление о поломке электрооборудования из-за перепада электроэнергии, и все дальнейшие проблемы с разбирательством компания возьмет на себя. «Будет создана комиссия, которая выяснит, по чьей вине и по какой причине произошел скачок напряжения – было это в сети до ввода в дом или во внутридомовой, – рассказал Сергей Козловский. – В зависимости от результата будет решаться, кто должен выплачивать стоимость испорченной вещи или ее ремонта. Обычно никаких проблем с компенсацией у наших клиентов нет».
Найти виновного в перепадах напряжения в электросети легко, заверили «НГ» в ДЕЗе района Коньково. «Вы обращаетесь к нам, и в тот же день к вам придет электрик и выяснит, что произошло, – объяснила сотрудница ДЕЗа. – Бывает, что виноваты сами потребители, бывает, что энергетики. Даже если скачок произошел ночью, электрик сможет определить, из-за чего это случилось». Нам объяснили, что подобные жалобы поступают часто и они обычно удовлетворяются, главное – подать заявку.
Однако в Московском обществе защиты прав потребителей советуют не обольщаться столь легким исходом дела. По словам начальника юридического отдела общества Алексея Боброва, даже чтобы составить первоначальный акт о сгоревших приборах, придется потратить немало нервов. «Нужно, чтобы в акте было перечислено все оборудование, которое у вас вышло из строя. А добиться этого не так просто – приходится требовать. Но не все готовы стоять на своем. Поэтому, кстати, люди редко обращаются к нам с подобными жалобами. Они делают вывод, что проще купить новые вещи, чем ходить по судам». С экспертом соглашается его коллега, пресс-секретарь организации Анна Зыкина. По ее наблюдениям, столкнувшись с такой ситуацией, многие идут не к энергопоставщику, а в гарантийные салоны и сервисные центры. «Судиться с «Мосэнергосбытом» решаются не многие, так как это практически бесперспективно, – заявила «НГ» Анна Зыкина. – Ведь доказать, что поломка произошла именно из-за скачка электроэнергии, на практике очень сложно».