Скутер почти незаметен в потоке автомобилей.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Мотороллер, или, как его еще называют, скутер, стал для москвичей не только удобным средством передвижения, но и источником массы проблем. С одной стороны, недорогая машина позволяет миновать автомобильные пробки, садиться за руль можно без водительских прав. С другой – при возможных угонах найти собственность очень тяжело. Сколько сегодня таких машин на столичных дорогах, подсчитать невозможно. Между тем уже действует схема по продаже подержанных скутеров без документов, проверить родословную которых невозможно.
Взвесьте мне мотороллеров
Завладеть нехитрым транспортным средством просто и недорого. В среднем скутер обойдется вам в 500–800 американских долларов. Среди москвичей популярностью пользуются подержанные японские мотороллеры, которые приобретаются, как правило, с рук. Найти продавцов несложно. Достаточно в интернет-поисковике набрать «продам скутер» и выбрать понравившуюся модель. Корреспондент «НГ» связался с одним из предпринимателей, торгующих подержанной техникой.
Встреча была назначена в районе станции метро «Бабушкинская» в обычных гаражах, в довольно безлюдном месте. К корреспонденту «НГ» подошел молодой человек неприметной внешности и представился Алексеем. Вместе с ним пришли двое крепких молодых людей «бандитского» вида. «Они со мной, чтобы «не кинули», – пояснил продавец, оглядываясь на подручных. – Случалось пару раз: садились на мотороллер, якобы проверить, как ездит, а потом ищи их. Если тест-драйв нужен – оставляй в залог паспорт». Продавец и его помощники открыли один из гаражей и стали деловито разбирать стоящие там скутеры. «Выбирайте, не торопитесь, у нас есть практически все популярные модели, – приговаривал Алексей. – Поскольку сезон закончен, могу сделать скидочку».
Среди расставленных вдоль обшарпанных стен скутеров были и совсем новенькие, и разбитые. Те модели, что в магазинах стоят 45–60 тыс. руб., предлагаются за 25–40, но, естественно, без документов. При покупке в магазине на мотороллер выдается паспорт, где указан номер рамы и двигателя. «Мы их сами с рук покупаем, а краденые они или нет, какая разница, все равно проверить это практически невозможно, – признается продавец. – Большинство перегоняем из Японии, но на них тоже документов нет, так как берем их на вес». Дело в том, что подержанные скутеры в Стране восходящего солнца продают не поштучно, а на килограммы и тонны, как металлолом.
Однако представители официальных фирм-производителей предостерегают жителей столицы от покупки техники без документов. «Чаще всего это угнанные и неисправные скутеры, – рассказал «НГ» старший менеджер по продажам одного из крупных московских салонов Геннадий Игнин. – Тем более что в милиции полно заявлений об угонах. Вас могут остановить и при отсутствии документов лишить транспортного средства. Поэтому не надо к этому относиться как к покупке чайника или веника. Это серьезное транспортное средство, которое будет служить вам верой и правдой очень долго».
В правоохранительных органах признают, что кражи скутеров – не редкость. «У пострадавших зачастую нет никаких документов, а даже если и есть, то при поиске это не поможет. В последнее время скутеров стало слишком много. Попробуй разберись, какой из них куплен легально, а какой нет, всех же останавливать не будешь, – сказал «НГ» сотрудник пресс-службы Московского уголовного розыска. – У моего брата подобную машинку украли прямо из гаража. Скутер даже перегонять не надо, засунул в багажник, потом на даче переделал и катайся. Ситуация такая же, как и с дорогими велосипедами: украсть легко, найти почти нереально».
Севшие на «табуретку»
Московская молодежь, основные почитатели скутеров, старается не забивать себе голову легальностью-нелегальностью приобретенных машин. И уже появилось движение так называемых «скутер-боев». Глава скутер-клуба Serbor Андрей (прозвище «Jr007») рассказал корреспонденту «НГ» о таких клубах по интересам.
«Самый старый и самый большой из клубов, «Московский скутер-клуб» (МСК), появился в 1999 году, – говорит он. – В нашем клубе народ разный – от бизнесменов до студентов, есть и 16-летние и 42-летние. Тот, кто хоть раз попробует сесть на «табуретку», слезть с нее сможет не скоро».
Милиционеры не опасаются появления объединений скутеристов, а вместе с ней и возможного появления новых видов преступлений, подобных грабежам на улицах Италии, когда резвый водитель мотороллера (их называют «лаццарони») срывает сумочки с плеч прогуливающихся гражданок. «Говорить о массовости движения я пока не могу, на улицах нашего города такого явления пока нет. По крайней мере проблем они на дорогах не создают, – заявил «НГ» заместитель начальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев. – Случаи происшествий с ними тоже единичны».
Сплошное недовольство
Родиной мотороллеров, или скутеров, можно считать Италию, где они появились после Второй мировой войны и вскоре получили широкое распространение. Практически во всех странах, где они есть, скутеры подлежат обязательной регистрации и получению идентификационного номера. Владельцы обязаны иметь права на управление мопедом. В США уровень продаж скутеров достигает 60 тысяч в год, и вождение таких аппаратов требует прохождения специального курса обучения, получения разрешения на вождение по мостовой и отдельно – на езду по тротуарам.
А в России роль мотороллера на дороге законами до сих пор не определена. Оговаривается только то, что вождение транспортного средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров водительских прав не требует. В пункте 24.1 Правил дорожного движения говорится, что управлять велосипедом на дорогах разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом не моложе 16 лет. Скутеры по своим техническим характеристикам приравниваются к мопедам. По ПДД мопед – это двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч.
Навыки управления, знание Правил дорожного движения – на совести водителя. Попадешься на нарушении – максимум штраф наложат. Естественно, подобное положение не устраивает многих. Это и водители, и жители домов, и сотрудники ГИБДД.
«Самое страшное, что их просто не видно на дороге. Ночью можно запросто не заметить мопед, и все, считай, человека сгубил, – жалуется водитель иномарки Дмитрий Котов. – Ездят они, совершенно не соблюдая правил дорожного движения. Был случай, когда они меня подрезали, я из окна сказал им пару ласковых, а они в отместку мне зеркало заднего вида прямо на ходу снесли». У водителей скутеров тоже есть претензии к автомобилистам. «Много раз был свидетелем того, как автомобиль «подрезал» скутер. Были случаи, когда в пробке между рядами специально выезжали на машине, чтобы мы не проехали. Слышал, что ребят попросту сбивали и ехали дальше», – говорит Андрей «Jr007».
У столичных жителей своя проблема: они недовольны тарахтением «табуреток с мотором» во дворах своих домов. «Приходишь с работы, хочешь отдохнуть, а они даже ночью гоняют, – пожаловалась корреспонденту «НГ» жительница района «Академический» Евгения Лобашова.
Отстаньте, нахалы
Из десяти водителей, опрошенных корреспондентом «НГ», только четверо никогда не сталкивались с нахалами на мотороллерах. Остальные шестеро считают, что скутеристы должны быть «укрощены» любыми средствами. Даже сами владельцы мотороллеров понимают, что решать проблему необходимо. «Пьяные малолетки за рулем и множественные ДТП, с этим связанные, хорошей репутации нам не добавляют, – соглашается Андрей «Jr007». – С другой стороны, если мы отступим от своих позиций и поддержим ввод прав, номеров и добавим пару лет к ограничению возраста, то что же нам останется?»
Правозащитники полностью поддерживают владельцев скутеров. По их мнению, при существующей системе регистрации транспортных средств невозможно безболезненно провести закон об обязательном обладании правами на вождение и установку номера на скутер. «С точки зрения безопасности движения это надо было давно сделать, но, с другой стороны, в данный момент любое расширение полномочий регистрирующих органов – это шаг к коррупции», – сказал «НГ» депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин. По его мнению, единственным решением стал бы пример Европы, где во многих странах существуют специальные дорожки для велосипедистов и мотороллеров.
С парламентарием согласен заместитель президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Петров. По его мнению, самой главной проблемой здесь является отсутствие культуры вождения. «У детей должны быть свои игрушки, но, по моему мнению, более детские, – заявил он «НГ». – Они должны понимать, что не имеют права мешать ни движению, ни местным жителям. К сожалению, в отличие от той же Италии культуры вождения скутеров у нас нет».
В Управлении ГИБДД по Москве комментариев изложенной проблемы получить не удалось.