0
20992
Газета МониториНГ Печатная версия

29.06.2022 19:13:00

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин начинает чистку рядов и критикует «небольшую группу гегемонов»

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 27.06.22

Тэги: китай, КНР, мониторинг, экономика, промышленность, политика, Си Цзиньпин, Один пояс, один путь, экология, G7, Байден, США, БРИКС, КПК, компартия китая, выборы, нато, бизнес, торговля, кризис, конфронтация, международные отношения, энергетика, автопром

Продолжение. Начало в номерах "НГ":

25.01.2112.02.2102.04.2129.04.2113.05.2108.06.2114.07.2112.08.21, 02.09.21, 22.09.21, 06.10.2021, 20.10.2021, 18.11.2021, 20.12.2021. 25.01.202218.02.22, 02.03.2022 (часть 1)02.03.2022 (часть 2), 16.03.2022 (часть 1)16.03.2022 (часть 2), 06.04.2022, 20.04.202227.04.2022, 19.05.2022, 26.05.2022, 02.06.2022, 08.06.2022, 16.06.2022, 23.06.2022


китай, КНР, мониторинг, экономика, промышленность, политика, Си Цзиньпин, Один пояс, один путь, экология, G7, Байден, США, БРИКС, КПК, компартия китая, выборы, нато, бизнес, торговля, кризис, конфронтация, международные отношения, энергетика, автопром По словам официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня, НАТО представляет собой инструмент, «с помощью которого США сохраняют гегемонию и манипулируют ландшафтом европейской безопасности». Фото Reuters

На встрече G7 в Баварских Альпах США и их союзники объявили о запуске программы по реализации инфраструктурных проектов в развивающихся странах для того, чтобы противостоять аналогичному китайскому проекту «Один пояс, один путь». Несмотря на желание президента Джозефа Байдена сразу взять высоко антипекинскую ноту, многие его партнеры пытались сохранить двусмысленность в собственном отношении к «автократическому» режиму в КНР, подчеркивая необходимость сотрудничества по таким важным темам, как изменение климата. Критикуя при этом нарушения прав человека.

Китай вложил в рамках своего проекта, официально стартовавшего в 2013 году, почти 1 трлн долл. Западу такая активность Пекина не нравится. Американские эксперты подчеркивают, что строительство инфраструктуры в рамках китайского проекта ведет к созданию ловушек для развивающихся стран. Например, 42 беднейших страны имеют задолженность перед КНР, превышающую 10% их годового ВВП. 385 млрд долл. займов в развивающихся странах на строительство автомобильных, железных дорог и электростанций не включаются в статистику официальных правительственных заимствований, а проходят через финансирование специально созданных под эти цели корпораций. 35% китайских инфраструктурных зарубежных проектов, по данным экспертов, сталкиваются с разного рода коррупционными скандалами и нарушениями в области трудовых отношений и загрязнения окружающей среды. Еще около 400 проектов на сумму в 8,3 млрд долл. считаются связанными с военными целями Пекина. Представитель китайского посольства в Вашингтоне отреагировал на эти инсинуации достаточно резко, заявив, что «он искренне надеется, что соответствующие страны будут честно выполнять инфраструктурные планы, строить больше дорог и мостов в развивающихся странах. Чтобы создать новые рабочие места и принести пользу вместо того, чтобы с энтузиазмом вмешиваться во внутренние дела других стран, упрямо экспортируя туда свои ценности».

Политика

Генсек Компартии Китая (КПК) Си Цзиньпин на заседании политбюро призвал создать гарантии, чтобы у должностных лиц не было «ни возможности, ни желания нечестно наживаться», партия не может позволить себе «проиграть этот бой». Эксперты связывают выступление с предстоящим осенью съездом КПК, накануне которого в партгосаппарате пройдет перестановка и чистка кадров. Директивы предельно конкретны: чиновники должны сообщать о бизнесе своем и родных и о возможных нарушениях закона.

В Китае заменены руководители комитетов КПК в трех провинциях (Хубэй, Цзилинь и Чжэцзян) и в городе центрального подчинения Тяньцзинь.

Си Цзиньпин на церемонии открытия бизнес-форума БРИКС выразил надежду, что лидеры бизнеса будут выступать за открытое, инновационное и совместное развитие, чтобы придать новый импульс сотрудничеству стран БРИКС. Лидер КНР подчеркнул важность обеспечения безопасности и бесперебойности производственных цепочек и цепочек поставок. Он выразил надежду, что лидеры бизнеса будут активно участвовать в создании Партнерства БРИКС по Новой промышленной революции, укреплять сотрудничество в области цифровой экономики, интеллектуального производства, чистой энергетики и низкоуглеродных технологий, а также поддерживать реструктуризацию и модернизацию промышленности в странах БРИКС.

Си Цзиньпин добавил, что сотрудничество должно быть расширено в областях энергетики, продовольствия, инфраструктуры и профессиональной подготовки, чтобы гарантировать, что больше выгод от развития станет доступно всем более справедливым образом.

Си Цзиньпин призвал к борьбе с односторонними санкциями, чтобы одолеть «небольшую группу гегемонов». Выступая в видеоформате на саммите БРИКС, он призвал международное сообщество отказаться от менталитета холодной войны. «Мы должны выступать за честность и справедливость, за настоящую многосторонность международного сообщества. Должны защищать международный порядок с ядром в лице ООН и международным правом, должны отказаться от менталитета холодной войны и противостояния блоков», – сказал Си Цзиньпин. По его словам, выступление стран БРИКС против односторонних санкций и злоупотребления ими даст надежду всему человечеству. «И большая семья «сообщества единой судьбы человечества» одолеет небольшую группу гегемонов», – заявил Си Цзиньпин.

Раскол и конфронтацию в мире создают искусственно в своих целях некоторые страны, сказал Си Цзиньпин на саммите БРИКС. По его мнению, есть государства, политика которых заключается в политизации и маргинализации вопросов развития. Эти страны создают «маленькие дворики с высокими стенами». Руководство таких стран вводит санкции, искусственно нагнетая «раскол и конфронтацию». Жители этих стран, напротив, хотят мира, хотят развиваться и сотрудничать.

Президент Ирана Ибрагим Раиси приветствовал инициативу председателя КНР Си Цзиньпина по обеспечению глобальной безопасности как успешный пример глобального подхода к решению коллективных проблем. В своем выступлении на саммите БРИКС по видеосвязи Раиси заявил, что недавно возникшие кризисы, такие как коронавирус, изменение климата, а также региональные и международные конфликты, удваивают необходимость взаимодействия стран.

По информации Financial Times (FT), Си Цзиньпин воспользовался проведением бизнес-саммита глав БРИКС, чтобы выступить с критикой НАТО и продвинуть «глобальную систему безопасности» в ходе своей «программной речи» на саммите. «Веря в статус силы, расширяя военные союзы и стремясь к собственной безопасности за счет безопасности других стран, мы неизбежно встаем перед дилеммой безопасности», – сказал Си Цзиньпин. По мнению FT, он имел в виду расширение НАТО в Восточной Европе, которое Пекин называет виновным в конфликте на Украине. На саммите БРИКС глава Китая воспользовался возможностью для дальнейшего продвижения своей концепции безопасности, которую представил в апреле и ранее уже призвал страны БРИКС ее поддержать. «Международное сообщество должно отказаться от игры в одни ворота, совместно противостоять гегемонизму и политике силы и строить международные отношения нового типа», – сказал он.

Си Цзиньпин 1 июля прибудет в Гонконг на 25-ю годовщину передачи города материковому Китаю. Поездка станет первым визитом Си за пределы материкового Китая с января 2020 года. Председатель КНР также примет участие в церемонии инаугурации нового правительства Гонконга, в том числе нового главы городской администрации Джона Ли, который сменит Кэрри Лам.

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва, высшего законодательного органа Китая, начал 35-ю сессию в Пекине.

НАТО должно прекратить делать провокационные заявления в адрес Китая, а также распространять дезинформацию, заявил на брифинге официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. «Мы настаиваем на том, что НАТО должно прекратить проводить идеологические линии, провоцировать конфронтацию, распространять дезинформацию и делать провокационные высказывания в адрес Китая, а также прекратить попытки развязать новую холодную войну», – сказал он. По его словам, альянс представляет собой инструмент, «с помощью которого США сохраняют свою гегемонию и манипулируют ландшафтом европейской безопасности», НАТО уже «устроило беспорядок» на территории Европы, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе этого делать не нужно.

Справочно

Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг рассказал, что Китай будет упоминаться в новой стратегической концепции альянса, так как подъем этой страны якобы представляет вызов интересам, ценностям и безопасности военно-политического блока

На Тайване заявили о входе не менее 29 боевых самолетов ВВС Китая в тайваньскую зону опознавания ПВО. По сообщению военного ведомства Тайваня, в операции были задействованы истребители, стратегические бомбардировщики, противолодочные самолеты и другие воздушные суда ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Патрульный противолодочный самолет ВМС США P-8A Poseidon совершил разведывательный полет над Тайваньским проливом. Телеканал CNN со ссылкой на Индо-Тихоокеанское командование ВС США сообщил, что полет был осуществлен «в международном воздушном пространстве».

Китай выразил протест США из-за полета американского военного самолета P-8A Poseidon над Тайваньским проливом. По заявлению официального представителя Восточной зоны боевого командования НОАК, полет самолета ВВС США у берегов Тайваня вредит миру и стабильности в регионе, и Китай решительно выступает против подобных действий.

«Пекин не исключает применения военных средств в случае попыток Тайваня обрести независимость», – заявил посол Китая во Франции Лу Шай.

Самые обеспеченные демократические страны миры выделят 600 млрд долл. на борьбу с китайским политическим и коммерческим влиянием, которое Пекин будет оказывать в рамках своего проекта «Один пояс, один путь». Об инициативе, которая подразумевает развитие инфраструктуры в противовес китайскому проекту, заявили представители стран G7 на прошедшем в Германии саммите.

Справочно

США намерены привлечь в общей сложности 200 млрд долл. в рамках этой инициативы в ближайшие пять лет за счет сочетания федерального финансирования и инвестиций частного сектора, о еще 300 млрд евро уже объявили в ЕС, а совместный фонд может составить 600 млрд долл. План развития инфраструктуры был впервые обнародован на прошлогодней встрече G7 в Великобритании, однако прогресс был незначительным, и программа была переименована. В 2021 году ее назвали Build Back Better World («Восстановить мир и сделать его лучше»), затем переименовали в Partnership for Global Infrastructure («Партнерство для глобальной инфраструктуры»). Так будут означаться и собственные программы ЕС и Великобритании. План призван конкурировать с китайской инициативой «Один пояс, один путь», которая пытается укрепить связи с развивающимся миром, особенно в Азии и Африке, предлагая финансирование для крупномасштабных проектов, таких как дороги, железные дороги и порты. Официальные лица США постоянно заявляют, что страны, которые вступают в бизнес с Китаем, в конечном счете сталкиваются с проблемами из-за долгов. Они, в свою очередь, предлагают план Запада в качестве альтернативы.

Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, США и Япония объявили о создании нового альянса – Partners in the Blue Pacific. Он будет заниматься поддержкой тихоокеанского регионализма и укреплением связей тихоокеанских островов с остальным миром.

Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия намерены 29–30 июня провести четырехсторонний саммит на полях встречи НАТО в Мадриде. «Четверка» надеется, что создание новой структуры поможет сдержать в Индо-Тихоокеанском регионе Китай.

На саммите речь пойдет об усилении поддержки стран Океании, поскольку Китаю удалось заключить пакт о безопасности с Соломоновыми островами.

Лидеры стран Форума тихоокеанских островов намерены обсудить растущее стремление Китая к расширению связей с государствами региона в ходе своей ежегодной встречи, которая пройдет в середине июля в столице Фиджи Суве. Основными вопросами в повестке саммита станут пакт о безопасности, подписанный Соломоновыми островами и Китаем в мае 2022 года, который, как опасается Канберра, создает условия для китайского военного присутствия в будущем, и стремление КНР заключить общее соглашение с 10 странами региона.

Экономика

По данным китайского издания Shanghai Metals Market (SMM), падение цен на стальную продукцию на национальном рынке привело к тому, что меткомбинаты несут убытки в пределах 400–800 юаней (59,5–119 долл.) на тонну выплавленной стали. На рынке распространяются панические настроения, вызванные сужением видимого спроса на стальную продукцию и неблагоприятными макроэкономическими показателями. Ряд компаний сообщают о растущих проблемах с продажами.

Негативные ожидания приводят к тому, что китайские металлургические компании приступили к сокращению объемов выпуска. По данным SMM, с 16 марта была приостановлена работа 20 доменных печей совокупной производительностью более 70 тыс. т чугуна в сутки. Большая часть этих мощностей приходится на провинцию Хэбэй. По прогнозам SMM, эта тенденция получит дальнейшее развитие из-за сложной рыночной обстановки.

Производство угля в Китае в мае 2022 года увеличилось на 10,3% по сравнению с показателем за май прошлого года – до 367,83 млн т. По данным Государственного статистического управления КНР, добыча увеличилась на 11,87 млн т в сутки. В апреле показатель составил 12,09 млн т, а в марте был зафиксирован рекорд – 12,77 млн т в сутки. В целом за пять месяцев 2022 года выпуск угля в стране вырос на 10,4% и достиг 1,81 млрд т. Импорт угля в КНР за пять месяцев сократился на 13,6% в годовом сопоставлении – до 96 млн т.

Россия с начала года почти вдвое увеличила экспорт электроэнергии в Китай: за пять месяцев объем поставок вырос на 96,5% в годовом сопоставлении и достиг 1,78 млрд кВт-ч. В денежном выражении поставки также увеличились почти вдвое, до 85,2 млн долл. Поставки продолжают расти.

По данным Министерства транспорта КНР, объем автоперевозок в Китае упал на 4,6% в годовом сопоставлении за первые пять месяцев 2022 года.

В мае КНР экспортировала около 245 тыс. автомобилей, что на 62,3% больше, чем за аналогичный период 2021 года. В целом за этот период за рубежом продано около 196 тыс. легковых автомобилей, что на 69,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт коммерческих автомобилей вырос на 38,2% по сравнению с предыдущим годом и составил около 49 тыс. единиц. За первые пять месяцев 2022 года автокомпании Китая экспортировали около 969 тыс. автомобилей, что на 44,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным таможенной статистики КНР, экспорт легковых автомобилей из Китая в РФ сокращается с апреля и в мае упал почти до 32 млн долл. против 84,6 млн долл. в апреле и 190,7 млн долл. в марте.

Справочно

Экспорт легковых автомобилей и компонентов из Китая в Россию не растет, несмотря на исчерпание запасов европейских автомобилей и приостановку производства на АвтоВАЗе. Это объясняется как слабым спросом на российском авторынке, который продолжает падать, так и сложностями с логистикой. По прогнозам экспертов, автоконцерны из Китая не будут резко увеличивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясности будущей политики российских властей в автопроме.

Автоконцерн BMW запустил производство электромобилей на новом заводе в Китае, постройка которого обошлась в 15 млрд юаней (2,2 млрд долл.). Завод «Лидия» компании BMW Brilliance Automotive Ltd. (BBA) – СП BMW и китайского автопроизводителя Brilliance China Automotive Holdings Ltd. – расположен в г. Шэньян (провинция Ляонин). Новый завод стал третьим предприятием BMW в Китае. Его запуск увеличит годовой объем производства автомобилей BMW в Китае до 830 тыс. автомобилей по сравнению с 700 тыс. в 2021 году.

Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) и Goldman Sachs создадут совместное предприятие по управлению активами. План одобрен Комиссией по регулированию банковской и страховой деятельности КНР. ICBC будет владеть 49% акций, Goldman Sachs – 51%.

Первая атомная электростанция на северо-востоке Китая «Хунъяньхэ» полностью введена в строй. 23 июня шестой энергоблок АЭС был готов к коммерческой эксплуатации. АЭС находится в провинции Ляонин. Ее строительство началось в августе 2007 года. Общая установленная мощность АЭС превышает 6,7 млн кВт. Шесть ее энергоблоков могут суммарно вырабатывать 48 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Это составляет примерно 20% общего потребления электричества в провинции Ляонин и делает ее самой мощной из действующих атомных электростанций в Китае.

Крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей и эксклюзивный поставщик Tesla китайская Contemporary Amperex Technology (CATL) привлекла около 6,7 млрд долл. в ходе допэмиссии, ставшей одной из крупнейших с начала года. CATL привлекла около 45 млрд юаней, что эквивалентно 6,71 млрд долл. В число инвесторов вошли два подразделения JPMorgan Chase, подразделение Morgan Stanley и Barclays Bank.

Справочно

По данным финансовой платформы Dealogic, допэмиссию CATL по величине превзошло только первичное размещение акций другого производителя батарей для электромобилей – южнокорейской компании LG Energy Solution, которая в январе 2022 года привлекла 10,6 млрд долл. Китайский производитель лития Tianqi Lithium, еще один крупный игрок отрасли, готовится продать акции на сумму более 1 млрд долл. в рамках крупнейшего IPO в Гонконге в текущем году.

Представители 476 компаний из списка Fortune 500 и ведущих компаний приняли участие в Третьем саммите транснациональных корпораций в прибрежном городе Циндао провинции Шаньдун на востоке Китая.

Справочно

Саммит этого года, прошедший под названием «Транснациональные корпорации и Китай», был сосредоточен на таких темах, как восстановление глобальной промышленности и цепочки поставок в эпоху после пандемии, реализация Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (RCEP) и содействие институциональной открытости, роль транснациональных корпораций в ускорении экономического и социального развития, а также экологическая защита бассейна и высококачественное развитие в регионе реки Хуанхэ. В саммите приняли участие (онлайн и офлайн) более 5,6 тыс. лидеров отрасли, делегатов компаний, послов, ученых и правительственных чиновников.

Китайская Sinomine Resource Group заявила о запуске инвестиционного проекта стоимостью 200 млн долл. по расширению производства лития на руднике Bikita на юге Зимбабве. Sinomine приобрела его в январе 2022 года за 180 млн долл., а теперь планирует построить там завод по выпуску концентрата сподумена – исходного сырья для получения литиевой продукции аккумуляторного качества. Для реализации проекта Sinomine создает СП с другой китайской компанией – Chengxin Lithium, которая осуществила покупку прав на некоторые месторождения лития и редкоземельных металлов в Зимбабве в ноябре 2021 года.

Еще один литиевый проект в Зимбабве собирается реализовать компания Zhejiang Huayou Cobalt. Она приобрела за 422 млн долл. литиевый рудник Arcadia у австралийской Prospect Resources и намерена вложить еще 300 млн долл. в расширение его мощностей и строительство завода по производству литиевой продукции.

Филиппинская Mount Zynai 0304 Mining Corp в партнерстве с китайской Shenzhou Investor Corp планирует инвестировать около 1 млрд долл. в строительство индустриального парка на южном острове Минданао. Основным объектом этого парка должно стать интегрированное металлургическое предприятие, которое объединит производство железорудного сырья, выплавку стали и производство проката, в первую очередь арматуры. Мощность предприятия планируется на уровне 1,5 млн т стальной продукции в год. Ввод в строй запланирован на 2026 год. Сейчас железная руда, которая добывается на Филиппинах, поставляется в Китай, откуда затем поставляется в страну стальная продукция.

Дополнительная информация

По данным Торговой палаты Евросоюза в КНР, 23% европейских компаний, находящихся в Китае, рассматривают возможность вывода своих инвестиций из страны на фоне непрекращающихся вспышек COVID-19 и карантина.

Посол РФ Андрей Денисов рассказал, что Китай готов заменить западных производителей в сфере автомобилей, технологий и микроэлектроники. Возможность занять большую нишу на рынке России для китайских производителей очень соблазнительна, однако многие боятся вторичных санкций.

В России до конца этого года может появиться новая автомобильная марка. Речь идет о китайской компании Hongqi («Красное знамя»). Продажи автомобилей под этим брендом могут начаться в III квартале этого года. Официального подтверждения этой информации пока нет. Бренд, входящий в концерн FAW, ранее выпускал автомобили исключительно для политической элиты КНР, однако недавно стал производить «гражданские» машины для свободной продажи. Hongqi имеет планы по выходу на глобальный рынок. Компания продает автомобили в Объединенных Арабских Эмиратах, наладила поставки машин в Норвегию.

Бывший заместитель секретаря провинциального комитета КПК по провинции Цзянсу Чжан Цзинхуа арестован по подозрению во взяточничестве.


статьи по теме


Читайте также


Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
3547
Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
4041
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
3930
Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Дмитрий Тараторин

Претенденты на пост президента начнут общаться с избирателями с 1 января

0
3742

Другие новости