Последний классик авангарда, она намного пережила своих коллег по «московской тройке» – Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Они были композиторами, чье творчество определило развитие русской музыки в последней трети ХХ века. София Асгатовна была необычайна скромна и дисциплинированна. Жила в Германии, в небольшом местечке под Гамбургом. День начинала с зарядки. И очень много работала.
Работала всегда – и в голодные 1980-е, когда на ее творчество был наложен негласный запрет. Писала в стол и спасалась музыкой к мультфильмам и кино (сегодня все знают ее по «Маугли» и «Чучелу»). Человек несгибаемой воли, она не колебалась между авангардом и традицией, шла, по завету Шостаковича, своим «неправильным» путем.
Определила творчество Губайдулиной – вера. В нерелигиозной стране она была первой или одной из первых, кто говорил о Боге и спасении через веру. Сама Губайдулина еще довольно молодой приняла православие.
Музыкальный язык ее сочинений не был удобен и точно не был прост, но путь к истине не бывает простым. Она писала, скажем, для баяна – и выводила этот (и другие) инструмент в лидеры авангардной сцены, открывала возможности не только инструмента – но и исполнителя, скрытые резервы, о которых тот, возможно, не подозревал. Из этой когорты – баянист Фридрих Липс, виолончелист Владимир Тонха. В 1980-х скрипач Гидон Кремер исполнил в Вене скрипичный концерт Offertorium («Жертвоприношение»), затем на Западе публика услышала симфонию «Слышу... Умолкло...» – Губайдулина получила мировое признание. В 1991 году она переехала в Германию.
Музыку Софии Губайдулиной исполняли лучшие музыканты и оркестры мира. В России – Юрий Башмет, Валерий Гергиев. Александр Сладковский, заступив на должность худрука Госоркестра Татарстана, немедленно посвятил ей фестиваль новой музыки Concordia.
Ее ждали в Казани через два года, на 95-летие. София Губайдулина ушла в вечность.
«НГ»