Народный артист СССР, актер театр и кино Олег Стриженов скончался в возрасте 95 лет. В его фильмографии, охватившей временной отрезок с середины 50-х и до конца 80-х, осталось чуть более трех десятков киноролей, зато ни одну не назовешь проходной – романтики, революционеры, патриоты, настоящие герои приключенческих историй со всего света.
Родился Олег Стриженов в Благовещенске в семье военного – когда мальчику было шесть лет, в 1935 году, семья перебралась в Москву, где Стриженовы в итоге провели всю войну. Определила судьбу будущего актера учеба на бутафора в Театральном художественно-техническом училище – именно здесь проснулся интерес, в первую очередь, конечно, к театру. Так что поступление в конце 40-х в Театральное училище им. Щукина стало логичным продолжением уже выбранного пути. Ученические роли только утвердили и укрепили желания Стриженова, так что после окончания вуза он отправился на службу сперва в русский театр в Таллине, позднее – в Ленинград и, наконец, вновь в Москву: в столице актер оказался в труппе Театра киноактера, а также в течение более 10 лет выходил на сцену МХАТ им. Горького.
В кино Олег Стриженов дебютировал почти одновременно с первой серьезной работой в театре – первая же картина, которой стала экранизация романа «Овод», принесла молодому артисту успех и признание. И во многом определила его амплуа и вектор творческого пути. В «Оводе», снятом режиссером Александром Файнциммером в 1955 году, актер сыграл главную роль – студента Артура, который из романтически настроенного юноши-студента превращается волею судьбы в непримиримого революционера, сражающегося за независимость своей родины, – и зрители, и критики единогласно отмечали, как тонко, правдоподобно и органично удалось Стриженову показать своей игрой это самое преображение персонажа, как внутреннее, так и внешнее.
Одновременно с «Оводом» на экраны вышел «Мексиканец» Владимира Каплуновского по рассказу Джека Лондона – и вновь героические приключения, и вновь герои-революционеры, правда, уже не итальянские, как можно понять из названия. И вновь два образа – главного героя, который боксерскими боями зарабатывает деньги на организацию патриотического восстания, и эпизодическая партия отца своего же персонажа.
Третьей по счету картиной, окончательно закрепившей за Стриженовым звание молодой звезды экрана, стал фильм «Сорок первый» Григория Чухрая – еще одна не менее героическая, историческая драма, которая, впрочем, больше всего запоминается романтическим дуэтом Стриженова и Изольды Извицкой, сыгравших оказавшихся буквально в одной лодке белогвардейца и красноармейку, влюбившихся друг в друга – так, что только неизбежная смерть во имя высоких убеждений способна разлучить. Картина была показана на Каннском фестивале, где получила специальный приз жюри.
Олегу Стриженову, так стремительно ворвавшемуся в киноиндустрию и при этом всегда внимательно подходившему к выбору ролей – тут уместно сказать о качестве, превосходящем количество, – удалось поработать с такими режиссерами, как Иван Пырьев («Белые ночи»), Самсон Самсонов («Оптимистическая трагедия», «Три сестры»), Владимир Мотыль («Звезда пленительного счастья»), сняться у чешского постановщика Иржи Вайса в «Трусе» и у француза Жана Древиля в «Третьей молодости». Одну из поздних ролей он сыграл в милицейском детективе «Приступить к ликвидации», вышедшем в 1983 году, – прототипом главного героя в исполнении Стриженова стал реальный сыщик, полковник Игорь Скорин, консультировавший съемочную группу.
После сразу нескольких работ, вышедших в 1987 году, Олег Стриженов надолго пропал с экрана. Вернулся в 2000-м, снявшись вместе с Сергеем Безруковым в мелодраме «Вместо меня». Это совсем другой по настроению и тональности, чем все предыдущие работы, фильм, оставшийся особняком и своего рода творческим завещанием артиста. Стриженов, впрочем, показал, что настоящее мастерство не исчезает, даже если сам человек и уходит из профессии.
«НГ»