Огонь бушевал и вне, и внутри Красовицкого. Алексей Денисов-Уральский. Лесной пожар. 1897. Пермская государственная художественная галерея |
Он действительно был и поэтом, и священником, в постсоветское время пытавшийся связать воедино религию и культуру: задача, чего говорить, сегодня невыполнимая.
Когда по итогам Филаретовского конкурса религиозной поэзии составлялся сборник «Блаженны нищие духом» (М.: Нонпарел, 2007), Красовицкий написал к нему предисловие. «Мы живем в мире, в котором внутренняя культура сбрасывает внешнюю, как змея кожу, – говорит он. – Мы становимся чуждыми земле, уходя в горы. Но, как пишет Алексей Сосна, нам нечего терять и некого бояться».
К Стасю тянулись разные поэты. Помню, как в нулевые я вместе с Дмитрием Авалиани и Олегом Асиновским оказался у него на богослужении. Чердак большого дома рядом с платформой 43-й км ярославского направления. Красовицкий в облачении один и читает, и поет. Вскоре эта импровизированная часовня сгорела дотла.
Огонь бушевал и вне, и внутри Красовицкого. Для андеграунда он был легендой, создавший фантастические тексты и сжегший их, когда обратился.
Его творчество продолжалось лет пять, не больше. Поэт работал во второй половине 1950-х, входил в группу Черткова, нигде не печатался, но сила его слова была такова, что стихи перепечатывались на машинке, переписывались, увозились за границу и там появлялись в самых неожиданных местах. Например, в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже художником Михаилом Шемякиным.
По мнению Константина Кузьминского, собравшего немало томов андеграунда «У голубой лагуны», «Красовицкому обязаны Бродский и Еремин, Хвостенко и Волохонский, Аронзон, многие москвичи».
Поэзию Красовицкого связывают с первыми шагами сюрреализма на русской почве. В самом деле, основания для такого утверждения есть. Но есть в стихах и другое – конкретизм, заумь, классика, фольклор:
А внизу, сшибая гоп на галоп,
бьется Игорева рать прямо
в лоб.
Сами розовые, красные до пят,
бьются Игоревы войски
да кричат:
«У татраков оторвать
да поймать.
Тртацких девок целоком
полонять.
Тртачки розовые, красные
до пят,
а тртацкая царица –
белоснежный сад».
«Трагизм, ожидание неминуемого апокалипсиса, предчувствие неизбежных Чернобылей, одиночество и ужас поэта отразились в этих стихах с необычной силой», – делится своим впечатлением от творчества нашего автора Генрих Сапгир.
Заметим, что Красовицкий, хотя и пустил слух, что сжег рукописи, держал тетрадки со стихами у себя на чердаке – они сгорели в пожаре дома.
Почти 20 лет поэт хранил молчание. В 1989 году он эмигрировал. В Нью-Йорке был рукоположен в сан священника. Служил во Франции – в Леснинском женском монастыре, и в Англии. В 1990-е вернулся в Россию, занялся активной деятельностью – был заместителем председателя Комитета за нравственное возрождение Отечества, возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым. Но не был «ястребом». Его тянуло к культуре, он снова начал писать.
Конечно, это были совсем другие стихи: более гладкие, без изгибов, но не менее музыкальные, чистые, прозрачные:
Мы ничего с собою не берем
И навсегда окончены все споры.
Мы смело оставляем отчий
дом
Во исполненье слов: «Бегите
в горы».
Красовицкий шел по линии ускользания от всего суетного, пустого, что убивает жизнь поэта, да и человека вообще. Он предупреждал себя и других: «Следует опасаться стихов на религиозные темы, написанных «извне», так как в них риск упоминания Имени Божия всуе».
В постсоветской России появилось несколько сборников его стихотворений. Но интересно, что, дожив до «большой печати», он не отказался от практик самиздата. В моей библиотеке хранится его рукописный сборник 2000 года «IN HOC SIGNO VINCES» («c этим знаком победишь») с грозным предупрежденьем:
Когда же день тот страшный
грянет
И мы явимся на тот свет,
Наполеон нам свой протянет
В ад пригласительный билет.
Красовицкий прожил долгую жизнь. Родившись в декабре 1935-го, он ушел на 90-м году своей жизни. Его судьба показывает, как непросто человеку творчества внутри церковной ограды, как трудно совместить вектор поэзии и вектор веры. Он жил в разрывах, но внутри оставался цельным. Цельным и свободным.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать