0
184
Газета IN MEMORIAM Печатная версия

27.11.2024 20:30:00

Stairway to heaven

Памяти Валерии Нарбиковой

Тэги: проза, память, валерия нарбикова


проза, память, валерия нарбикова Время летит. Но у него нет крыльев. Оно не прилетит обратно. Александр Трифонов. Оттепель. 2022

Лера Нарбикова умерла. Прозрачная простота этой фразы заставляет вспомнить о главном герое ее прозы. Из предисловия к ее последнему роману «…и путешествие» (сказано от ее лица): «Потому что героем романа и являюсь Я – Язык. Это я – герой, а не они. Они персонажи, они простые люди в книжке».

Лера, Лера, Лера, Лера…

Кто, как и когда, где…

Отсутствие присутствия или наоборот?

Как шахматная набоковская королева, Лера появляется из льюис-кэрролловского волшебства и исчезает как карточный фокусник. Ее игра с языком абсолютна – хочется написать именно так.

Сама она писала карандашом и пользовалась ластиком. На стенах ее комнаты у письменного стола были пришпилены карточки. И здесь можно вспомнить и о набоковских приемах монтажа. Сама она жила на «Полежаевской» и любила полежать с томиком Ходасевича или Кузмина. Но была в ней и розановская приватность, когда она встречала вас в пуховом платке, непритязательной кофточке и тапочках. Она непременно просила привезти с собой бутылку водки и пила с каждым мужчиной наравне. А еще она знала наизусть старинный русский романс «Я встретил вас и все былое…». И пела его под аккомпанемент моей семиструнной гитары.

Лера, Лера, Лера, Лера…

Какую игру придумываешь ты сейчас там, на небесах, какие имена и слова? Кто там с тобой разговаривает – твой Достоевский, твой Чящяжышын? Встречаешься ли ты с Александром Сергеевичем? На небесах – «Мороз и солнце; день чудесный»?

О тебе хочется писать в столбик.

Оставлять побольше пространства.

Ведь каждый пассаж твоей прозы – ступенька на небеса.

«Время летит. Но у него нет крыльев. Оно не прилетит обратно. Оно даже на лето не возвращается, чтобы гнездиться у себя на родине. У него нет родины. И у него нет потомства. У него нет времени на это. Оно сделано из ничего, как небо».

Мифы подобны облакам, и они недосягаемы. Здесь, на земле, облакам не место. Как бодлеровы альбатросы не умеют ходить по палубе и лишь нелепо переминаются, так и облака никогда не стелются по земле. Их место на небе, иногда на вершинах. Но плата за миф – изнанка мифа. Ты не смогла выжить в новые жестокие времена, когда писатель стал никто, а издатель и литературный менеджер – всё. Ты была выброшена на жестокий берег новой реальности, и многие с любопытством рассматривали, как ты задыхаешься.

Тебе было легко летать и плавать, оборачиваться то Маргаритой, то Саломеей, то Анри Наваррским, то принцем Конде… Но ты не умела ходить по земле. Быть может, ты слишком рано стала звездой и думала, что звезду будут всегда носить на руках?

Да, ты была звезда, ослепительная и сияющая.

Как каждый миф требует насмешки над самим собой, чем проверяет себя на прочность, так и мифу о Нарбиковой не избежать гротеска. Но если уж и сам Набоков написал «Смотри на арлекинов!» – роман-пародию на свою биографию, то и Лера, наверное, была бы не против. «Играй! Изобретай мир!» – кредо не только Владимира Владимировича и главного действующего лица его романа Вадима Вадимовича Н., но и принцип, перпетуум мобиле всей прозы Валерии Нарбиковой. Итак, попробуем:

Она не умела набирать тексты на компьютере.

У нее не было электронной почты.

У нее была карликовая собака на тонких ногах, как с картины Сальвадора Дали, не то колли, не то карликовый бигль.

Она была астральной любовницей Ришелье (непроверенное вранье).

Ее книги выходили миллионными тиражами (полная правда).

И она могла писать только в поездах дальнего следования, лежа на верхней полке одна в восьмидесятичетырехместном купе (о чем можно прочитать в ее интервью Наталье Рубановой).

Лера, Лера, Лера, Лера…

Эндрю, Эндрю, Эндрю, Эндрю…

Почти как в том диалоге из фильма Кустурицы «Аризонская мечта», который, наверное, никто и не помнит, кроме нас с тобой. Мы смотрели его на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где вместе учились.

«Лео, Лео, Лео…

Аксель, Аксель, Аксель…»

«Есть ли критерий памяти? Память самая непостоянная величина. Прерывная во времени. Нет, именно времени у памяти и нет. Ты помнишь совсем не то, что было последовательно. Только выборочно. И совсем не то, что надо помнить, не учитывая важности событий. Скорее всего ты помнишь свое настроение, и воспоминание – это память настроения».

А еще тебя нужно было возить на автомобиле, просто катать по ночной Москве, и я иногда тебя катал. Я помню твое счастливое от алкоголя лицо и как скользили в твоих глазах ночные огни…

Как и все пропущенное и оставленное между строк, как и все ответы, которых жаждут слишком умные люди, заведующие этой реальностью, и которых интересует сейчас, конечно же, прежде всего, а отчего она умерла? И алкоголь не ответ, а вопрос, который следовало бы правильно поставить – для начала, а не для конца, поставить в пустоте, в которой она, Лера, не смогла удержаться, как не держится и неправильная, замечательно невписывающаяся фраза, когда литература становится уже не нужна, и когда на место литературы нагло водружает сама себя литературная реальность, и правильный вопрос – это а судьи кто? очередная шарашкина контора, которая, прикрываясь именем классика, важно вручает премию?.. Но ей же не дали и премию Андрея Белого, как, впрочем, и Радову, и Яркевичу, и Хоружему… И только муж, Александр Давидович, но не Сергеевич ведь – «Вот единственное имя, достойное слова муж. И если муж – слово, то это слово зовут по имени Александр Сергеевич» – дал свою, глезеровку, и, несмотря на местечковый интерес, с названием (имени Набокова) все-таки угадал.

Нет, нет, Андрей Станиславович, вы же умный человек, к чему же так?! Вы лучше напишите о том, как в те времена Валерия Спартаковна вместе с Сашей Соколовым открывали новое направление в русской словесности, перпендикулярное направлению «Generation «П».

Кто бы спорил… Продолжим в любимом для конторки концептуальном тоне: за что и была репрессирована менеджерами от литературы журфаковского, а то и откровенно факовского разлива нулевых и десятых годов.

Аксель, Аксель, Аксель…

«Купи себе форд!»

Но ведь вы же не станете отрицать, что причина – алкоголизм!

Опять вы про направления...

«Даже с утра после литра водки – и такое случалось – он мог провести такую линию. И эта линия ложилась так, как мог бы лечь на горный снег волос, выпавший из бороды пророка».

На горный снег…

Мороз и солнце…

И как эта линия, и как та лестница, ну, хорошо, пусть – как ступенька или ступеньки, из которых та лестница состоит, как роман состоит из фраз, по которым каждый читатель, пусть он и не Джимми Пейдж и не Роберт Плант, может подняться с тобой, Лера, на небеса.

Что бы еще сказать, чтобы не наврать в этой дурацкой литературной игре под названием жизнь?

Мы слишком рано с тобой поссорились.

И с тех пор не виделись двадцать лет.

Лера, прости.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
3192
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
3285
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
5244
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
441

Другие новости