0
3217
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

07.03.2024 15:41:00

Литовец с русской душой

На 73-м году ушел из жизни режиссер Римас Туминас


Фото Игоря Иванко / Агентство «Москва»

Театральные работы Римаса Туминаса еще при его жизни стали огромной, неотъемлимой и недосягаемой частью живой энциклопедии современного русского театра, которая пишется сегодня на глазах у зрителей. Когда два года назад Туминас был вынужден покинуть Россию, это уже была невосполнимая потеря. Теперь потеря окончательная – без надежды когда-либо увидеть новую работу мастера.

Литовец по рождению, Туминас обрел азы профессии в русском театре - в 70-е годы он приехал в советскую Москву учиться в ГИТИС после Литовской консерватории, и так и остался здесь душой. Он прекрасно говорил по-русски, но с особенным литовским акцентом, - говорил всегда подробно и неспешно. Неслучайно Вахтанговским театром издана стенограмма его репетиций «Войны и мира», последнего московского спектакля, - его репетиции не были техническими, это был монолог мудреца, не только о театре, но - о философии жизни, ее предназначении.

Несмотря на то, что на родине он основал в Вильнюсе собственный театр, где плодотворно работал со своей труппой, а затем и на мировых сценах и в академическом театре Литвы, в начале 2000-х годов он принял предложение возглавить именно московский, Вахтанговский театр, который вел затем почти 15 счастливых лет. Именно с русскими артистами его европейский стиль раскрылся до невиданных глубин театральной метафизики. Литовец, который стал одним из главных провозвестников русского психологического театра, вернул арбатскому театру дух жизни и творчества. И подарил так много, что к счастью, труппа получила от него богатое наследие – не только его спектакли, которым дарована, хочется надеяться, еще долгая жизнь, но впрямую его учение, воспитавшее уже несколько поколений молодых актеров и режиссеров, которым будет к чему стремиться.

Больно, что уходил из жизни Римас Туминас добровольным изгнанником. На фоне произошедших событий он был вынужден покинуть Россию, которую искренне и глубоко полюбил; был в последние два года отстранен, по сути, и от работы на родине.

IMG_20240307_185925_139.jpg
Фото Елизаветы Авдошиной
Туминас был режиссером того уникального, единичного качества, когда театральный спектакль, созданный его энергией, мыслью, творческой волей буквально выходит за пределы материального мира и действительно обращается к небесам. А это было главное кредо Туминаса – он не то, что не стеснялся высокопарных определений, он абсолютно естественно к ним апеллировал. Для него на сцене каждый раз происходило неординарное событие, вполне реально осененное божественным присутствием. И именно актер был избранным проводником, по его мнению, в этом диалоге зрителя с высоким искусством. Актеров Туминас очень любил, восхищался – и труппа Вахтанговского театра отвечала ему взаимностью. Для него не было разницы – народный артист или вчерашний студент – он всегда умел создавать на сцене ансамбль, дышащий в унисон. До последних дней он был на связи с московскими коллегами, не прерывал общения – дистанционно делал вводы, давал советы, - поддерживал свои постановки.

«Театр – это красивый сад. Для выращивания этого сада не нужны звезды сцены, нужны просто хорошие и совестливые люди. Их наличие – половина театра. Вторая половина – наша ежедневная борьба со смертью, которую мы тщетно пытаемся от себя отодвинуть», - так говорил режиссер.

IMG_20240307_202346_615.jpg
Фото Елизаветы Авдошиной
В последние десятилетия Туминас все чаще выбирал для постановок масштабные классические, а не сиюминутные литературные и драматические произведения, открывая их в конгениальном автору театральном ключе. Примечательно, что его триумфальное восхождение с вахтанговцами началось с камерного «Дяди Вани», а закончилось «Царем Эдипом» и «Войной и миром», кажется, идеальными воплощениями античной трагедии и русского романа на театральной сцене 21 века, двумя вершинами. Это и самые трагические спектакли Туминаса, и самые непостижимые. Из декораций на сцене практически ничего нет, актеры зачастую ведут свои роли в статичных мизансценах (внешний минимализм у Туминаса всегда сочетается с колоссальным энергетическим напряжением), но воздух сцены словно вибрирует от проживаемых исполнителями чувств, от неподъемной тяжести моральных вопросов и, в то же время, их ослепительной ясности, требующей незамедлительного ответа и выбора.

Театр Туминаса – это театр бытийных тем. Жизнь и смерть. Любовь и прощение. Свобода и воля. Ответственность и долг. Преступление, страдание и искупление… Его спектакли невозможно красивы и элегичны североевропейской, не обжигающей, но завораживающей пепельной красотой. «Сегодня предают красоту, а я возвращаю… Возвращаю невозможную красоту», - так он говорил, стремясь уравновесить безупречность формы и вневременную актуальность содержания, эстетику и этику в театральном произведении. Но рассуждая в театре о самых непростых и невеселых вещах, Римас Туминас никогда не терял юмора, иронии. Он был оптимистом и гуманистом. Не отрекался от надежды и веры в человека, в его бессмертную душу и высокие помыслы.


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1228
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
769
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1484
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1435

Другие новости